Как понять структуру профстандарта
Структура профессионального стандарта (ПС) условно делится на четыре раздела.
Первый раздел включает:
Второй раздел включает содержание паспорта ПС:
Третий раздел включает содержание карточек профессий со следующей информацией:
Умения - описание того, что должны уметь делать работники данной профессии в разрезе каждой трудовой функции.
Знания - описание того, что должны знать работники данной профессии в разрезе каждой задачи.
Четвертый раздел включает технические данные ПС - информацию, регламентирующую процедуры разработки и пересмотра ПС.
Что такое уровни и подуровни ОРК
Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли. ОРК системы здравоохранения содержит восемь квалификационных уровней.
Взаимодействие уровней квалификации, процессов и профессиональной деятельности в отрасли здравоохранение смотрите на рисунке ниже.
Первый раздел включает:
- Реквизиты - кем, когда и на основе какого нормативно-правового акта утвержден ПС;
- Название;
- Глоссарий - список профессиональных терминов и определений, используемых в данном ПС;
Второй раздел включает содержание паспорта ПС:
- Название;
- Код профессионального стандарта;
- Названия секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД;
- Краткое описание - включает общую характеристику трудовой деятельности по специальности;
- Перечень карточек профессий - включает перечень всех профессий, входящих в данный вид трудовой деятельности с указанием их названий и квалификационных уровней в соответствии с ОРК и КПК.
Третий раздел включает содержание карточек профессий со следующей информацией:
- Код группы - указывают 5-значный код согласно коду группы занятий из НКЗ (5-значный код берется из НКЗ. Например, «2214-8»);
- Код наименования занятия - 8-значный код согласно коду наименования занятия, из НКЗ;
- Наименование профессии;
- Уровень квалификации по ОРК;
- Подуровень квалификации по ОРК;
- Уровень квалификации;
- Уровень профессионального образования;
- Требования к опыту работы;
- Связь с неформальным и информальным образованием;
- Другие возможные наименования профессии;
- Основная цель деятельности- указывают ожидаемый результат от деятельности в рамках описываемой профессии;
- Перечень трудовых функций – группы работ, выполняемых работниками данной профессии. Для каждой профессии указывают обязательные и дополнительные трудовые функции, исходя из понимания, что обязательные трудовые функции, в отличие от дополнительных, необходимо обязательно подтверждать при присвоении квалификации, а дополнительные трудовые функции описаны, как потенциальные трудовые функции, которые требуются для данной профессии в будущем. Обязательные трудовые функции отражают все функции, которые выполняют специалисты данной профессии согласно стандартам служб, клиническим протоколам, клиническим руководствам и иным отраслевым НПА.
- Описание каждой трудовой функции с описанием навыка, умений и знаний.
Умения - описание того, что должны уметь делать работники данной профессии в разрезе каждой трудовой функции.
Знания - описание того, что должны знать работники данной профессии в разрезе каждой задачи.
- Требования к личностным компетенциям - содержат описание личностных характеристик, которыми обладают работники данной профессии (например, умение работать в команде и т.д.).
- Список технических регламентов и национальных стандартов
Четвертый раздел включает технические данные ПС - информацию, регламентирующую процедуры разработки и пересмотра ПС.
Что такое уровни и подуровни ОРК
Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли. ОРК системы здравоохранения содержит восемь квалификационных уровней.
Взаимодействие уровней квалификации, процессов и профессиональной деятельности в отрасли здравоохранение смотрите на рисунке ниже.
Таблица 1. Описание характера знаний по уровням квалификаций ОPК
Таблица 2. Описание навыков (умений) по уровням ОРК
Таблица 3. Соотношение уровней квалификаций и образования
В профессиональных стандартах каждый подуровень квалификации трудовых функций (и входящих в них умений, навыков и знаний, личностных компетенций), усложняется на каждом очередном более высоком подуровне квалификации. С ростом уровня квалификации специалистов, каждый последующий уровень подразумевает выполнение функций предыдущего уровня и расширение их в соответствии с новыми компетенциями.
Выпускники соответствующих программ обучения могут занимать только начальный подуровень квалификации:
Подуровни ОРК определяют траектории роста специалистов в области здравоохранения. Так, на начальном подуровне квалификации (4.1, 5.1, 6.1, 7.1 (7.2 для врачей узкой специальности) специалист должен иметь базовые умения/навыки, которые необходимы для работы по данной специальности. На следующем подуровне квалификации (4.2, 5.2, 6.2, 7.2 (7.3 для врачей узкой специальности) специалист должен применять более сложные технологии, работать с более сложными и редкими случаями в практике, осуществлять функции, связанные с консультированием младших коллег, организацией оказания медпомощи по своей специальности и др. Наивысший подуровень квалификации (4.3, 5.3, 6.3, 7.3 (7.4 для врачей узкой специальности) – это уже уровень специалиста, оказывающего все виды услуг по своей специальности с применением самых современных и сложных технологий, уровень эксперта методолога (для врачей).
На 8-м уровне ОРК также выделяются подуровни 8.1, 8.2, 8.3, они предназначены для должностей высшего управленческого звена и должностей научно-педагогических работников высшего уровня (доцент, профессор, главный научный сотрудник), для занятия которых требуется наличие...
Выпускники соответствующих программ обучения могут занимать только начальный подуровень квалификации:
- выпускники программ ТиПО – подуровень 4.1 (с возможностью дальнейшего роста на уровень 4.2, 4.3);
- выпускники программ послесреднего образования – подуровень 5.1 (с возможностью дальнейшего роста на уровень 5.2, 5.3);
- выпускники программ высшего образования – подуровень 6.1 (с возможностью дальнейшего роста на уровень 6.2, 6.3);
- выпускники программ магистратуры / базового медицинского / непрерывного интегрированного медицинского образования – подуровень 7.1 (с возможностью дальнейшего роста на уровень 7.2, 7.3);
- выпускники программ резидентуры – подуровень 7.2 (с возможностью дальнейшего роста на уровень 7.3, 7.4).
Подуровни ОРК определяют траектории роста специалистов в области здравоохранения. Так, на начальном подуровне квалификации (4.1, 5.1, 6.1, 7.1 (7.2 для врачей узкой специальности) специалист должен иметь базовые умения/навыки, которые необходимы для работы по данной специальности. На следующем подуровне квалификации (4.2, 5.2, 6.2, 7.2 (7.3 для врачей узкой специальности) специалист должен применять более сложные технологии, работать с более сложными и редкими случаями в практике, осуществлять функции, связанные с консультированием младших коллег, организацией оказания медпомощи по своей специальности и др. Наивысший подуровень квалификации (4.3, 5.3, 6.3, 7.3 (7.4 для врачей узкой специальности) – это уже уровень специалиста, оказывающего все виды услуг по своей специальности с применением самых современных и сложных технологий, уровень эксперта методолога (для врачей).
На 8-м уровне ОРК также выделяются подуровни 8.1, 8.2, 8.3, они предназначены для должностей высшего управленческого звена и должностей научно-педагогических работников высшего уровня (доцент, профессор, главный научный сотрудник), для занятия которых требуется наличие...