Новости
Образование

Қазақша сөйле: что показал экзамен по казахскому языку в школах

Қазақша сөйле: что показал экзамен по казахскому языку в школах

Қазақша сөйле: что показал экзамен по казахскому языку в школах

Школ с казахским языком обучения в Казахстане уже втрое больше, чем с русским, и разрыв продолжает расти, констатируют в Министерстве просвещения.

Начиная с текущего учебного года ученики 5–8-х и 10-х классов сдают промежуточный экзамен по предмету «Казахский язык и литература», причем в классах как с казахским, так и с неказахским языком обучения. Экзамен проводился с целью оценки усвоения учащимися содержания программы, грамотности чтения и письма.

В конце мая школьники начали выкладывать в соцсетях видеоролики о том, как они сдали экзамен по казахскому и судя по общему смыслу и позитивному настрою экзамен оказался для них не столь затруднительным, как они ожидали и боялись вначале. В этом году такая практика в казахстанских школах была введена впервые. Как школьники сдали экзамен и что показали результаты.

Как сообщили в Минпросвещения, общее количество школьников, сдавших экзамен, составило 1,5 млн человек. Из них 1,1 млн в классах с обучением на казахском языке (пятиклассники – 224 507; учащиеся 6-х классов – 237 627; учащиеся 7-х классов – 207 122; учащиеся 8-х классов – 204 409; учащиеся 10-х классов – 128 158) и в классах с обучением на ином языке – 516 740 (учащиеся 5-х классов – 127 807; учащиеся 6-х классов – 115 049; учащиеся 7-х классов – 113 462; учащиеся 8-х классов – 108 681, учащиеся 10-х классов – 51 741).

Итак, как же оценивались экзамены по казахскому языку в школах? За каждое задание, данное обучающемуся по навыкам чтения, письма, говорения, аудирования выставляется отдельный балл. Самый высокий балл экзамена – 30 баллов. Согласно этой шкале 0–11 баллов считаются низким показателем знаний, т. е. ребенок пороговый балл не набрал и в таком случае направляется на пересдачу экзамена. Далее 12–18 баллов – средний балл, 19–24 балла – хороший и 25–30 баллов – отличный. Итоговая оценка складывается из годовой и экзаменационной.

Как заверили в ведомстве, экзамен по государственному языку сдали все казахстанские школьники, отстающих нет. На сегодняшний день общее количество казахских школ в стране – 4047, а количество русских школ – 1131. Если говорить о смешанных школах, то количество казахских классов в школах – 130 893 и количество русских классов в школах – 61 298.

Таким образом, соотношение казахских и русских классов по Казахстану составляет 2,1 раза в сторону увеличения казахских классов. Количество школ с казахским языком обучения в три раза превышает количество школ с русским языком обучения (на казахском языке – 54 % обучающихся, на русском языке – 16 %, на смешанном языке – 30 %).

«Увеличение школ со смешанным языком обучения по показателям последних пяти лет связано с увеличением числа обучающихся на государственном языке, т. е. это показывает, что школы с русским языком обучения постепенно развиваются в сторону обучения на казахском языке, не вызывая социальной напряженности», – прокомментировали в Минпросвещения.

Опыт родителей, отдавших детей в казахский класс

В этом году также многие русскоязычные родители вновь столкнулись с вопросом, в какую школу отдать ребенка в первый класс: в русскую или в казахскую? Корреспондент поговорила с родителями, которые отдали детей в казахскую школу, и собрала разные мнения. В основном это отзывы женщин, на которых в нашем обществе приходится весь груз материнских и домашних забот.

«Мне есть с чем сравнивать: моя старшая дочь учится в казахской школе, младшую я отдала в русскую. Знаете, разница не столько в знаниях, а в поведении. В казахской школе дети более дисциплинированные, учитель для них авторитет. Со школьных лет детям прививают уважение к старшим, патриотизм, знания традиций и национальных обычаев», – рассказала жительница Астаны Ляйля Таукелова.

Салима Калиева – домохозяйка и всё свое время уделяет воспитанию троих детей. Женщина, будучи сама русскоязычной, задалась целью выучить язык вместе с детьми. Сначала отдала их в казахский сад, потом в казахскую школу. Но этого оказалось мало, нужны были дополнительные занятия с репетитором. За час занятий она отдает сегодня репетитору по казахскому языку от 4 тыс. до 6 тыс. тенге за одного ребенка, и это помимо репетиторов на остальные предметы.

Салима считает, что сегодня невозможно полагаться только на школу, как раньше. В школах текучка кадров, программа часто меняется, темы перепрыгивают с одной на другую – дети не успевают переварить всю информацию сразу по нескольким предметам. Нужны средства для инвестирования в знания своих детей. Давать знания нынче недешево. В месяц на репетиторов у семьи уходит до 300 тыс. тенге. Найти толковых профессионалов также затруднительно.

«Старший сын закончил школу в прошлом году с отличием, учится на гранте в Евразийском университете им. Гумилева – владеет тремя языками. Младшие также подтягиваются, он для них пример. Все учатся на отлично», – поделилась Салима.

Салтанат Сексембаева – мама двух учеников костанайской школы-гимназии, оба учатся на казахском языке. Плюсом в первую очередь она назвала знание языка.

«Казахстан сейчас развивается, всё больше государственный язык применяется в повседневной жизни, знание языка обязательно. К тому же казахских школ сегодня становится больше, в русских школах открываются казахские классы. Это немаловажно, потому что не у всех есть возможность ходить в определенную школу по месту проживания. Например, в Костанае у нас открыли казахские классы в ФМЛ (физико-математический лицей). Раньше такого не было. Литературы и информации в Интернете тоже уже достаточно, а дальше будет лучше», – сказала женщина.

Немаловажным она назвала и патриотизм, когда в другой стране можешь гордо сказать о том, что знаешь свой язык, и рассказать о культуре и традициях своей страны.

«Минус в том, что поколение наших родителей, наше поколение в возрасте 35+ в силу времени жили в селах или отдаленных от города районах и имели доступ только к русским школам. Поэтому сейчас у них мышление и разговорная речь другая – они не могут помочь в учебе своим детям, даже если отдали их в казахские школы, так как получали образование в свое время на русском языке. Основный минус – от родителей нет детям поддержки. Это мне повезло, что я окончила казахскую школу. И то даже я не всегда могу помочь и понимаю, как тяжело в этом плане русскоязычным родителям. Другой минус – нехватка кадров, хороших специалистов очень мало. Не знаю почему, дети все равно стараются на русском где-то что-то сказать. Может быть, им так проще или окружение влияет на разговорную речь детей», – поделилась Салтанат Сексембаева.

Айгуль Хамитова – вдова с двумя детьми. Она хочет им дать все блага, но финансово не может. Женщина отдала дочь в казахскую школу и потом пожалела.

«Мой активный и жизнерадостный ребенок в школе замкнулся в себе. Дочка стала неуверенной, застенчивой, и если что-то не получается, то сразу плачет. За год в первом классе она совсем изменилась. Дома разговаривает на казахском, а в классе замолкает. Я, как мама, очень переживала за нее, мы сходили к психологу, и нам посоветовали перейти в русский класс», – сказала Айгуль.

По ее словам, ребенок с первого дня изменил поведение. Придя из школы, дочка начала в подробностях рассказывать, как ей было интересно и что они делали. Проявляет большой интерес к чтению, заказывает купить разные книги и энциклопедии. Учитель тоже попалась отзывчивая и нашла подход к девочке.

«Я выбрала психологическое здоровье моего ребенка, а не стрессы для нее. Будем учить казахский в русской школе, ничего страшного. Главное, чтобы дочери было комфортно», – подчеркнула Айгуль.

Школьники в русскоязычных школах также выражают разные мнения касательно преподавания казахского языка в русской школе.

«Я стараюсь учить казахский, в школе у меня хорошие отметки, но, как там преподают, меня не устраивает. Мы не разговариваем на уроке, а учим дома наизусть слова и стихи. Это ничего не дает. Приходится дополнительно изучать язык и ходить к репетиторам. Надо ведь сдавать теперь экзамены», – поделилась мнением 14-летняя школьница Айым Касымова.

Пятиклассник столичной школы Сергей Понамарев впервые в этом году сдал экзамен по казахскому языку и на отлично. Родители с первого класса сделали упор на изучение государственного языка.

«Мы понимаем, что в настоящее время необходимо знать государственный язык. Без него на хорошую работу не устроишься. Мы живем в Казахстане, поэтому думаю, что язык, безусловно, необходимо знать в совершенстве», – сказала мать мальчика Наталья Понамарева.

Источник: inbusiness.kz