Новости
Медику

К 2027 году здравоохранение планируют перевести на преимущественно страховую модель финансирования

К 2027 году здравоохранение планируют перевести на преимущественно страховую модель финансирования

13 декабря 2024 года состоялось выездное заседание Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК, посвященное проблемным вопросам обязательного социального медицинского страхования.

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов всех уровней, представители заинтересованных государственных органов, Фонда социального медицинского страхования, медицинских организаций, ТОО «СК-Фармация» и отраслевые эксперты.

Как отметил депутат Мажилиса Парламента РК Айдос Сарым, вопросы здравоохранения, жалобы на качество медицинского обслуживания населения и особенно его доступность являются одной из постоянных тем обращений к депутатам.

– Идея страхования была в том, что за здоровье солидарную ответственность несут гражданин, его работодатель и государство. Произошло ли это? Глава государства в своём сентябрьском Послании особо обратил внимание на то, что в этом году в данную сферу было направлено почти 3,3 трлн тенге бюджетных средств. В то же время он отметил, что «отдача от таких вливаний всё ещё вызывает беспокойство», – сказал Айдос Сарым.

Вице-министр здравоохранения Ардак Амангельдиев рассказал о дальнейшем совершенствовании системы ОСМС. Он сообщил, что расходы государства на финансирование медицинской помощи ежегодно растут. Так, в 2019 году они составляли 1,16 трлн тенге, достигнув с внедрением системы ОСМС к 2023 году 2,8 трлн тенге. Рост расходов связан с рядом объективных факторов, в том числе - рост численности населения на 10% за 5 лет, рост заболеваемости с 2028- по 2023 год на 9% по 5 хроническим неинфекционным заболеваниям (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, сахарный диабет и другие), увеличение средней стоимости случая в стационаре в 1,6 раз, повышение заработной платы (врачей в 2,3 раза, СМР в 1,7 раз, прочих работников на 40%), повышение стоимости лекарственных средств на 30%.

Ардак Амангельдиев отметил, что эти факторы являются объективными и их надо учитывать при формировании долгосрочной модели финансирования здравоохранения страны.

Он также сообщил, что ежегодно растёт доля частных поставщиков медицинской помощи в рамках ОСМС - в 2018 году она составляла 47%, а к 2024 году достигла 64%. Вместе с этим, увеличивается и сумма финансирования по частным организациям - с 151 млрд тенге в 2028 году до 581 млрд тенге в 2024 году (в 3,8 раза). Однако актуальной остаётся проблема недостаточной эффективности существующих механизмов контроля частных поставщиков.

Для обеспечения системной слаженной работы в сентябре текущего года принят комплексный план по совершенствованию систему ОСМС, который призван решить проблемные задачи по всем приоритетным направлениям, в том числе - обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения; совершенствование планирования объемов медицинской помощи и регламентация оказания услуг; совершенствование лекарственного обеспечения и отбора поставщиков; закуп медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов; совершенствование системы ОСМС.

Система смешанного финансирования здравоохранения, где имеется большая доля государственных гарантии в рамках ГОБМП, создаёт определённые вызовы, связанные с отсутствием чёткого разделения зоны ответственности между гарантированным и страховым пакетами. В Послании народу Казахстана, озвученном в сентябре текущего года, Глава государства поставил задачу сформировать единый пакет базовой государственной медицинской помощи, сбалансированный с точки зрения возможностей и обязательств бюджета. При этом всё остальное должно оплачиваться через систему страхования. Таким образом, роль ОСМС будет серьёзно усиливаться из года в год и казахстанское здравоохранение перейдет на преимущественно страховую модель.

При этом, по словам вице-министра, базовым условием внедрения такой модели является высокий уровень участия граждан в страховой системе, то есть не ниже 95%. На сегодня застрахованы 16,9 млн казахстанцев (82,6%), из которых 11,9 млн человек относятся к льготным категориям населения, за которых взносы за ОСМС оплачиваются государством. Кроме того, предполагается поэтапный возврат к первоначальной финансовой модели системы страхования 2015 года. Планируется повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС с 10 до 50 МЗП с 2026 года, ещё через год – увеличение размеров ставок взносов государства на ОСМС.

В рамках реализации поручений Президента РК в этом году министерство работало над решением таких ключевых проблем, как низкий охват населения системой ОСМС, дефицит бюджетных средств на ГОБМП и ОСМС, и других.

– Для решения проблемы искусственного разделения медпомощи по пакетам предлагается поэтапное объединение пакетов с переносом основных обязательств из пакета ГОБМП в систему ОСМС с 2026 года. К 2027 году мы планируем перейти на преимущественно страховую модель финансирования, где соотношение расходов будет составлять 32% на ГОБМП (1,2 трлн тенге) и 68% – на ОСМС (2,5 трлн тенге), – проинформировал вице-министр.

В ходе обсуждения председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов отметил, что такое решение проблемы определённо идёт вразрез с интересами рядовых граждан. За последние два года вместо ожидаемого уменьшения расходы населения на медицинские услуги увеличились с 27% до 31%.

В свою очередь заместитель председателя правления ФСМС Индира Саркенова сообщила, что Фондом оптимизирован договор присоединения к закупу услуг по оказанию медпомощи в рамках ГОБМП и системы ОСМС. Основные изменения касаются улучшения условий для поставщиков. В итоге их обязанности сокращены с 40 до 17 пунктов, а права, напротив, увеличены с 6 до 9 пунктов. Кроме того, внедряется система управления рисками, на основе которой будет составляться рейтинг медорганизаций с делением на зелёную, жёлтую и красную зоны. По последним двум будет проводиться более детальное изучение качества оказания медпомощи и мониторинг договорных обязательств.

Аналитик Наталья Малярчук указала на необходимость переработки Закона «Об ОСМС», который сегодня выглядит как перечень изъятий, включает в себя ссылки на нормы, которые уже изменены или упразднены. В частности, пятая глава требует корректировок в связи с изменением Налогового кодекса. Вместе с тем необходимо законодательно закрепить структуру тарифов, причём именно их содержание, а не методики формирования.

– Ключевое предложение – пересмотреть управление системой ОСМС, где во главу будет ставиться Правительство и уполномоченный орган, а не Фонд ОСМС, который должен быть занят исполнением их поручений. В полномочия Правительства предлагается включить утверждение управленческих моделей всей системы, тарифов, работы информационных систем, систему защиты прав застрахованных, меры ответственности участников системы (как ни странно, закон не регулирует этот процесс). В полномочия Минздрава предлагается включить функции, гарантирующие полный контроль за деятельностью ФСМС. В части самого Фонда усилить его ответственность и обеспечить прозрачность финансовой и иной отчётности, – подчеркнула Наталья Малярчук.

С мнениями и предложениями выступили также депутат Мажилиса Жулдыз Сулейменова, аналитик Ерлан Смайлов, общественный деятель Тоғжан Қожалы, представители медицинского сообщества и эксперты.

В заключение Айдос Сарым сообщил, что экспертные мнения и внесённые предложения найдут отражение в итоговых рекомендациях Общественной палаты. Они будут направлены в Правительство, а также учтены депутатами при дальнейшем совершенствовании отраслевого законодательства.

Источник публикации: Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik