Что увидела нацпалата Атамекен в проекте кодекса
Площадка национальной палаты предпринимателей «Атамекен» собрала ведущих экспертов и представителей бизнеса, которые детально рассмотрели ключевые изменения и нововведения, призванные улучшить налоговую систему страны.
Первым в повестке дня стоял вопрос автоматизированного контроля выписки ЭСФ (система «e-Tamga»).
В Послании от 1 сентября 2023 года Глава государства отметил: «Предприниматели справедливо жалуются на сложную процедуру возврата НДС, что ухудшает инвестиционный климат. Правительству следует устранить эту проблему». Тем не менее, блок налогового администрирования в проекте Налогового кодекса стал еще более карательным.
Одним из ярких примеров является внедрение системы автоматизированного контроля выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) «e-Tamga» и пересмотр порядка возврата НДС.
Эксперты также отметили и малое количество стимулов, и наличие жестких мер. Органы госдоходов заявляли о планах введения автоматического возврата дебетового сальдо по НДС без проверок для всех плательщиков НДС при внедрении автоматизированной блокировки выписки ЭСФ. Этот подход предполагает предотвращение НДС-мошенничества до его возникновения, что делает логичным введение всеобщего автоматического возврата дебетового сальдо по НДС.
Однако проект Налогового кодекса вводит систему «e-Tamga» без положений о всеобщем автоматическом возврате НДС, что снижает эффективность нового подхода.
Кроме того, проект Налогового кодекса предусматривает передачу Министерству финансов полномочий по определению порядка исчисления НДС. Система «e-Tamga» требует отвлечения денежных средств из оборота налогоплательщиков, вводя новые налоговые обязательства, влияющие на их деятельность.
Согласно Конституции РК, основополагающие принципы и нормы налогообложения должны устанавливаться на уровне законов. Тем не менее, проект Налогового кодекса передает право регулирования системы «e-Tamga» Министерству финансов, включая:
По мнению налогового консультанта НПП РК «Атамекен» Дастана Казиева, эти нормы значительно меняют порядок исчисления и уплаты НДС, и бизнес-сообщество с этим не согласно. Такая практика требует учета множества нюансов и сильно усложняет весь алгоритм.
Это нововведение является ненадежным и не гаранитрует прозрачность и предсказуемость налогового регулирования. Перенос этих полномочий на уровень министерства может привести к значительным изменениям и неопределенности для налогоплательщиков.
Поэтому НПП «Атамекен» в данных вопросах предлагает исключить положения проекта Налогового кодекса по автоматизированной блокировке выписки ЭСФ и сохранить действующий порядок возврата превышения НДС с учетом доработки отдельных вопросов в целях устранения текущих проблем.
Важным пунктом обсуждения стали изменения в порядке возврата НДС. Согласно проекту, для возврата НДС необходимо поддерживать оборот, облагаемый по нулевой ставке, на уровне не менее 70%. Также планируется использование системы управления рисками (СУР) для упрощенного порядка возврата, что вызывает обеспокоенность по поводу возможных неудобств для бизнесменов, и даже риски.
В целом, экспертный бизнес-пул выявил множество вопросов и проблем, требующих дальнейшего обсуждения и доработки.
Как сообщил заместитель председателя Правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов, Палата направила как в Правительство, так и в Администрацию Президента письмо с ходатайством о том, что текущая редакция кодекса сырая. Бизнес не согласен с тем, чтобы такой важный документ направлялся в Мажилис в таком виде. Необходимо либо оставить общую часть в действующей сейчас редакции, либо существенно перенести сроки разработки кодекса.
Он напомнил, что согласно поручению Главы государства, новый Налоговый кодекс должен стать лучше. В данный же момент Палата уверена, что пробелы и недосказанности в проекте будут препятствовать развитию экономики Казахстана.
«Ходатайствую перед Правительством, перед государством в целом, о том, что необходимо нам всем вместе сесть и доработать все эти вопросы. Они должны учитывать интересы государства и общества, но не в ущерб бизнеса», - подытожил Жаркенов.
Напомним, проект Налогового кодекса был впервые презентован в июне на площадке НПП «Атамекен» вице-министром национальной экономики Азаматом Амриным и вице-министром финансов Ержаном Биржановым.
Тогда предприниматели, представители различных ассоциаций отметили, что палата защитила 70% предложений бизнеса в новом Кодексе. В частности, структура нового документа сейчас опирается на инициативы национальной палаты, которая акцентировала внимание на упрощении системы налогооблажения.
Первым в повестке дня стоял вопрос автоматизированного контроля выписки ЭСФ (система «e-Tamga»).
В Послании от 1 сентября 2023 года Глава государства отметил: «Предприниматели справедливо жалуются на сложную процедуру возврата НДС, что ухудшает инвестиционный климат. Правительству следует устранить эту проблему». Тем не менее, блок налогового администрирования в проекте Налогового кодекса стал еще более карательным.
Одним из ярких примеров является внедрение системы автоматизированного контроля выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) «e-Tamga» и пересмотр порядка возврата НДС.
Эксперты также отметили и малое количество стимулов, и наличие жестких мер. Органы госдоходов заявляли о планах введения автоматического возврата дебетового сальдо по НДС без проверок для всех плательщиков НДС при внедрении автоматизированной блокировки выписки ЭСФ. Этот подход предполагает предотвращение НДС-мошенничества до его возникновения, что делает логичным введение всеобщего автоматического возврата дебетового сальдо по НДС.
Однако проект Налогового кодекса вводит систему «e-Tamga» без положений о всеобщем автоматическом возврате НДС, что снижает эффективность нового подхода.
Кроме того, проект Налогового кодекса предусматривает передачу Министерству финансов полномочий по определению порядка исчисления НДС. Система «e-Tamga» требует отвлечения денежных средств из оборота налогоплательщиков, вводя новые налоговые обязательства, влияющие на их деятельность.
Согласно Конституции РК, основополагающие принципы и нормы налогообложения должны устанавливаться на уровне законов. Тем не менее, проект Налогового кодекса передает право регулирования системы «e-Tamga» Министерству финансов, включая:
- определение категорий налогоплательщиков, подлежащих автоматизированному контролю;
- назначение оператора автоматизированного контроля, ответственного за сохранность денежных средств и их перечисление в бюджет;
- установление порядка ведения налогового счета и учета балансовой суммы налога;
- регламентацию пополнения налогового счета и возврата денежных средств налогоплательщику.
По мнению налогового консультанта НПП РК «Атамекен» Дастана Казиева, эти нормы значительно меняют порядок исчисления и уплаты НДС, и бизнес-сообщество с этим не согласно. Такая практика требует учета множества нюансов и сильно усложняет весь алгоритм.
Это нововведение является ненадежным и не гаранитрует прозрачность и предсказуемость налогового регулирования. Перенос этих полномочий на уровень министерства может привести к значительным изменениям и неопределенности для налогоплательщиков.
Поэтому НПП «Атамекен» в данных вопросах предлагает исключить положения проекта Налогового кодекса по автоматизированной блокировке выписки ЭСФ и сохранить действующий порядок возврата превышения НДС с учетом доработки отдельных вопросов в целях устранения текущих проблем.
Важным пунктом обсуждения стали изменения в порядке возврата НДС. Согласно проекту, для возврата НДС необходимо поддерживать оборот, облагаемый по нулевой ставке, на уровне не менее 70%. Также планируется использование системы управления рисками (СУР) для упрощенного порядка возврата, что вызывает обеспокоенность по поводу возможных неудобств для бизнесменов, и даже риски.
В целом, экспертный бизнес-пул выявил множество вопросов и проблем, требующих дальнейшего обсуждения и доработки.
Как сообщил заместитель председателя Правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов, Палата направила как в Правительство, так и в Администрацию Президента письмо с ходатайством о том, что текущая редакция кодекса сырая. Бизнес не согласен с тем, чтобы такой важный документ направлялся в Мажилис в таком виде. Необходимо либо оставить общую часть в действующей сейчас редакции, либо существенно перенести сроки разработки кодекса.
Он напомнил, что согласно поручению Главы государства, новый Налоговый кодекс должен стать лучше. В данный же момент Палата уверена, что пробелы и недосказанности в проекте будут препятствовать развитию экономики Казахстана.
«Ходатайствую перед Правительством, перед государством в целом, о том, что необходимо нам всем вместе сесть и доработать все эти вопросы. Они должны учитывать интересы государства и общества, но не в ущерб бизнеса», - подытожил Жаркенов.
Напомним, проект Налогового кодекса был впервые презентован в июне на площадке НПП «Атамекен» вице-министром национальной экономики Азаматом Амриным и вице-министром финансов Ержаном Биржановым.
Тогда предприниматели, представители различных ассоциаций отметили, что палата защитила 70% предложений бизнеса в новом Кодексе. В частности, структура нового документа сейчас опирается на инициативы национальной палаты, которая акцентировала внимание на упрощении системы налогооблажения.
Источник: НПП «Атамекен»
Источник изображения Freepik