Как вести воинский учёт в организации
Чтобы организовать и вести воинский учёт в организации, сначала определите количество и обязанности сотрудников, которые будут вести учёт. Затем составьте план работ по ведению воинского учёта. Отправляйте в военкомат отчёты, которые требует закон. Если нарушить порядок ведения воинского учёта, то компанию привлекут к административной ответственности.
Светлана Сергеенко
руководитель тематического направления «Охрана труда, кадры и делопроизводство» цифрового издательства «МЦФЭР–Казахстан», юрист-правовед
Ситуация
Какие услуги по воинскому учету перевели в цифровой форматШырын Айтмаганбетова
эксперт ЭС "ACTUALIS: Кадровое дело", автор статей журнала "Делопроизводство в Казахстане" цифрового издательства "МЦФЭР-Казахстан", магистр делового администрирования, бизнес-тренер, г. Алматы
Цифровизация воинского учёта стала одним из значимых изменений, которые происходят в стране в рамках цифровой трансформации Казахстана. Это нововведение избавило граждан от необходимости представлять оригиналы военных билетов при трудоустройстве или поступлении в учебные заведения. Теперь все сведения, касающиеся воинского учёта, доступны в автоматическом режиме в электронных государственных сервисах.
Как изменился порядок предоставления данных
Ранее при приёме на работу или поступлении в ВУЗ граждане должны были предъявлять военные билеты, удостоверения о приписке или справки, подтверждающие их статус в отношении военной службы. Эти требования были связаны с законодательной нормой об обязательном ведении учёта.
С переходом на цифровой формат кадровые службы больше не требуют эти документы в бумажном виде. Работодатели и учебные заведения могут получить необходимую информацию автоматически через систему электронного правительства egov.kz. Это стало возможным благодаря интеграции баз данных различных государственных ведомств, включая Министерство обороны, Министерство труда и социальной защиты населения, а также Агентство по делам государственной службы.
Преимущества цифровизации воинского учёта:
1. Упрощение административных процессов. Работодателям больше не нужно запрашивать у сотрудников документы воинского учёта, а гражданам – тратить время на их получение.
2. Скорость обработки данных. Раньше проверка сведений могла занимать несколько недель, теперь информация доступна в течение одного дня.
3. Снижение бумажного документооборота. Автоматизированный обмен данными исключает необходимость хранения и обработки бумажных документов.
4. Повышение точности информации. Исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором при вводе или проверке данных.
Как работает новая система
Внедрение цифровой системы воинского учёта позволило создать два основных информационных ресурса для работы с данными:
- enbek.kz – платформа, предназначенная для ведения учёта работников в частных компаниях;
- eqyzmet – система для использования государственными учреждениями.
Работодатели, используя эти платформы, могут запрашивать данные о статусе сотрудника в отношении воинской службы. Информация передаётся в автоматическом режиме, что делает процесс максимально удобным и оперативным.
Внимание
Военный билет по-прежнему является документом, который выдают только гражданам, прошедшим службу в Вооружённых Силах, других войсках или воинских формированиях
Для лиц, не проходивших службу, электронный учёт полностью заменяет необходимость в бумажном подтверждении их статуса.
Кто подлежит воинскому учёту
Воинскому учёту не подлежат граждане Республики Казахстан, кроме:
1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности;
2) лиц, уволенных с воинской службы в отставку или исключенных с воинского учета по достижении предельного возраста пребывания в запасе либо признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;
3) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4) лиц, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан;
5) сотрудников, а также курсантов и слушателей военных, специальных учебных заведений правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан (п. 2 Правил воинского учёта).
Первоначальной постановке на воинский учёт в МОВУ района (города областного значения), подлежат (п. 10 Правил воинского учёта) следующие категории:
1) граждане мужского пола, которым в год приписки к призывному участку исполняется 17 лет;
2) граждане мужского пола, в том числе освобождённые из мест лишения свободы, ранее не состоявшие на воинском учёте;
3) получившие гражданство Республики Казахстан;
4) граждане женского пола, окончившие организации образования с получением военно-учётной специальности.
Виды воинского учёта
Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
На общем воинском учёте состоят военнообязанные и призывники, которые по возрасту и по основаниям, указанным в п. 2 Правил, подлежат воинскому учёту, а также военнообязанные, не забронированные за государственными органами и организациями на период мобилизации, военного положения и в военное время.
На специальном воинском учёте состоят военнообязанные, которые бронируются за государственными органами и организациями (п. 7 Правил воинского учёта).
Организация воинского учёта
Воинский учёт граждан Республики Казахстан организуйте в соответствие с:
1. Законами Республики Казахстан:
2. Правилами воинского учёта военнообязанных и призывников, утверждёнными Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года № 28.
Документальное оформление воинского учёта
В каждой организации кадровый специалист должен оформить следующие документы:
Воинский учёт граждан осуществляйте по личным карточкам (форма № Т-2) (приложение 6 к Правилам воинского учёта). Дополнительно ведите список работающих юношей-призывников, которые подлежат подготовке к срочной воинской службе (приложение 23 к Правилам воинского учёта).
Лица, ответственные за ведение воинского учёта в организации должны вести журнал проверок за состоянием воинского учёта военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 24 к Правилам воинского учёта.
Юридические лица, сфера деятельности которых связана по роду работы с постоянным передвижением их работников, а также деятельности на морских и речных судах, дополнительно ведут список военнообязанных и призывников по форме согласно приложению 25 к Правилам воинского учёта.
Общее руководство и контроль над ведением воинского учёта осуществляют местные органы военного управления (МОВУ) района (города областного значения).
Воинскому учёту не подлежат граждане Республики Казахстан, кроме:
1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности;
2) лиц, уволенных с воинской службы в отставку или исключенных с воинского учета по достижении предельного возраста пребывания в запасе либо признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;
3) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4) лиц, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан;
5) сотрудников, а также курсантов и слушателей военных, специальных учебных заведений правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан (п. 2 Правил воинского учёта).
Первоначальной постановке на воинский учёт в МОВУ района (города областного значения), подлежат (п. 10 Правил воинского учёта) следующие категории:
1) граждане мужского пола, которым в год приписки к призывному участку исполняется 17 лет;
2) граждане мужского пола, в том числе освобождённые из мест лишения свободы, ранее не состоявшие на воинском учёте;
3) получившие гражданство Республики Казахстан;
4) граждане женского пола, окончившие организации образования с получением военно-учётной специальности.
Виды воинского учёта
Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
На общем воинском учёте состоят военнообязанные и призывники, которые по возрасту и по основаниям, указанным в п. 2 Правил, подлежат воинскому учёту, а также военнообязанные, не забронированные за государственными органами и организациями на период мобилизации, военного положения и в военное время.
На специальном воинском учёте состоят военнообязанные, которые бронируются за государственными органами и организациями (п. 7 Правил воинского учёта).
Организация воинского учёта
Воинский учёт граждан Республики Казахстан организуйте в соответствие с:
1. Законами Республики Казахстан:
- «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 16 июня 1997 года № 127-I;
- «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 7 января 2005 года № 29-III;
- «О специальных государственных органах Республики Казахстан» от 13 февраля 2012 года № 552-IV;
- «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года № 561-IV;
2. Правилами воинского учёта военнообязанных и призывников, утверждёнными Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года № 28.
Документальное оформление воинского учёта
В каждой организации кадровый специалист должен оформить следующие документы:
- Приказ об организации воинского учёта и бронирования военнообязанных и призывников;
- Функциональные обязанности лица, ответственного за организацию воинского учёта и бронирования военнообязанных и призывников;
- План работы по ведению воинского учёта и бронированию военнообязанных и призывников;
- Картотека личных карточек формы № Т-2 на граждан, подлежащих призыву на военную службу и военнообязанных;
- Журнал проверок состояния воинского учёта и бронирования военнообязанных и призывников.
Воинский учёт граждан осуществляйте по личным карточкам (форма № Т-2) (приложение 6 к Правилам воинского учёта). Дополнительно ведите список работающих юношей-призывников, которые подлежат подготовке к срочной воинской службе (приложение 23 к Правилам воинского учёта).
Лица, ответственные за ведение воинского учёта в организации должны вести журнал проверок за состоянием воинского учёта военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 24 к Правилам воинского учёта.
Юридические лица, сфера деятельности которых связана по роду работы с постоянным передвижением их работников, а также деятельности на морских и речных судах, дополнительно ведут список военнообязанных и призывников по форме согласно приложению 25 к Правилам воинского учёта.
Общее руководство и контроль над ведением воинского учёта осуществляют местные органы военного управления (МОВУ) района (города областного значения).
Внимание
За состояние воинского учёта в организации отвечает руководитель
Шаг 1. Издаём приказ о назначении лица, ответственного за ведение военно-учётной работы
Издайте приказ, где укажите работника, который будет ответственным за ведение воинского учёта. Ответственным может быть кадровый специалист.
В функциональных обязанностях пропишите следующие обязанности ответственного (согласно п. 66 Правил воинского учёта):
1) определение состояния на воинском учёте граждан, принимаемых на работу (учёбу). Военнообязанные и призывники, не состоящие на воинском учёте, кроме лиц, исключённых с воинского учёта, принимаются на работу (учёбу) после постановки их на воинский учёт в МОВУ района (города областного значения) по месту жительства;
2) обеспечение полноты и качества воинского учёта работающих (обучающихся) граждан;
3) оформление бронирования военнообязанных за государственными органами и организациями;
4) предоставление гражданам возможности своевременной явки по вызовам МОВУ района (города областного значения);
5) ведение журнала проверок за состоянием воинского учёта военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 24 к Правилам.
Лица, ответственные за ведение воинского учёта в организации должны вести журнал проверок за состоянием воинского учёта военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 24 к Правилам воинского учёта.
Юридические лица, сфера деятельности которых связана по роду работы с постоянным передвижением их работников, а также деятельности на морских и речных судах, дополнительно ведут список военнообязанных и призывников по форме согласно приложению 25 к Правилам.
Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учёт в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учёту.
Шаг 2. Заполняем раздел 2 личной карточки формы № Т-2
Если принимаемый работник является военнообязанным лицом или призывником, то необходимо в личной карточке формы № Т-2 заполнить раздел 2 Сведения о воинском учёте.
Пример:
Издайте приказ, где укажите работника, который будет ответственным за ведение воинского учёта. Ответственным может быть кадровый специалист.
В функциональных обязанностях пропишите следующие обязанности ответственного (согласно п. 66 Правил воинского учёта):
1) определение состояния на воинском учёте граждан, принимаемых на работу (учёбу). Военнообязанные и призывники, не состоящие на воинском учёте, кроме лиц, исключённых с воинского учёта, принимаются на работу (учёбу) после постановки их на воинский учёт в МОВУ района (города областного значения) по месту жительства;
2) обеспечение полноты и качества воинского учёта работающих (обучающихся) граждан;
3) оформление бронирования военнообязанных за государственными органами и организациями;
4) предоставление гражданам возможности своевременной явки по вызовам МОВУ района (города областного значения);
5) ведение журнала проверок за состоянием воинского учёта военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 24 к Правилам.
Лица, ответственные за ведение воинского учёта в организации должны вести журнал проверок за состоянием воинского учёта военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 24 к Правилам воинского учёта.
Юридические лица, сфера деятельности которых связана по роду работы с постоянным передвижением их работников, а также деятельности на морских и речных судах, дополнительно ведут список военнообязанных и призывников по форме согласно приложению 25 к Правилам.
Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учёт в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учёту.
Шаг 2. Заполняем раздел 2 личной карточки формы № Т-2
Если принимаемый работник является военнообязанным лицом или призывником, то необходимо в личной карточке формы № Т-2 заполнить раздел 2 Сведения о воинском учёте.
Пример:
Шаг 3. Оформляем список граждан, подлежащих подготовке к срочной воинской службе
В специальной форме (приложение 8 к Правилам воинского учёта), которую вы направите в местные органы военного управления (МОВУ) по месту жительства или месту пребывания работника, укажите следующие сведения работника:
Пример:
В специальной форме (приложение 8 к Правилам воинского учёта), которую вы направите в местные органы военного управления (МОВУ) по месту жительства или месту пребывания работника, укажите следующие сведения работника:
- фамилию, имя, отчество (при его наличии);
- национальность (указывается по желанию);
- образование, где и в каком классе, на каком курсе учится или сколько классов и курсов окончил;
- место работы и занимаемая должность;
- владеет ли языками, какими;
- года рождения работающих (учащихся);
- номер приказа и дата его издания;
- полное наименование организации и адрес;
- фамилию и инициалы лица, на которого возложено ведение воинского учёта.
Пример:
Форму подпишите у руководителя организации и зарегистрируйте в Журнале регистрации исходящих документов.
Шаг 4. Направляем сведения о военнообязанных и призывниках в МОВУ
Ежегодно к 1 декабря МОВУ запрашивают от юридических лиц района (города) списки граждан, подлежащих приписке к призывному участку, по форме согласно приложению 8 к Правилам воинского учёта. Граждане старших возрастов, не прошедшие ранее приписку к призывному участку, также записываются в список граждан (пп. 2) п. 21 Правил воинского учета).
На призывников дополнительно ведётся список граждан, подлежащих подготовке к срочной воинской службе по форме согласно приложению 23 к Правилам воинского учёта (п. 65 Правил воинского учета).
Юридические лица, сфера деятельности которых связана по роду работы с постоянным передвижением их работников, а также деятельности на морских и речных судах, дополнительно ведут список военнообязанных и призывников по форме согласно приложению 25 к Правилам воинского учёта.
Шаг 4. Направляем сведения о военнообязанных и призывниках в МОВУ
Ежегодно к 1 декабря МОВУ запрашивают от юридических лиц района (города) списки граждан, подлежащих приписке к призывному участку, по форме согласно приложению 8 к Правилам воинского учёта. Граждане старших возрастов, не прошедшие ранее приписку к призывному участку, также записываются в список граждан (пп. 2) п. 21 Правил воинского учета).
На призывников дополнительно ведётся список граждан, подлежащих подготовке к срочной воинской службе по форме согласно приложению 23 к Правилам воинского учёта (п. 65 Правил воинского учета).
Юридические лица, сфера деятельности которых связана по роду работы с постоянным передвижением их работников, а также деятельности на морских и речных судах, дополнительно ведут список военнообязанных и призывников по форме согласно приложению 25 к Правилам воинского учёта.
Внимание
Указанные списки должны содержаться в реальном состоянии и предоставляться по запросу МОВУ в течение одного дня!
Иными словами, если вы не будете вести воинский учёт в организации, вы попросту не успеете всё подготовить и за один день отчитаться перед МОВУ.
Сведения о гражданах 15–16-летнего возраста, гражданах, подлежащих приписке к призывным участкам, а также по месту работы военнообязанных и призывников МОВУ получают путём взаимодействия информационных систем государственных органов.
Сведения на военнообязанных и призывников о принятии на работу (увольнении с работы) МОВУ получают из информационных систем уполномоченных органов, осуществляющих деятельность по указанным направлениям, посредством обеспечения взаимодействия информационных систем государственных органов.
При отсутствии сведений в информационных системах списки на граждан представляются юридическими лицами по запросу МОВУ в течении трёх рабочих дней.
Также, МОВУ не реже одного раза в год проверяют состояние учёта призывников у юридических лиц и перед каждым призывом сверяют их учётные данные с данными воинского учёта МОВУ района (города областного значения) (пп. 5) п. 43 Правил воинского учёта).
Таким образом, юридические лица предоставляют по запросу МОВУ (военкомата) один раз в год в призывной период списки призывников и список сотрудников и учащихся (если организация является учебным заведением), подлежащих приписке к призывным участкам. Если в организации нет таких сотрудников и учеников, то организация должна предоставить в МОВУ информацию о том, что таких сотрудников и обучающихся нет.
Сведения на военнообязанных и призывников о принятии на работу (увольнении с работы) МОВУ получают из информационных систем уполномоченных органов, осуществляющих деятельность по указанным направлениям, посредством обеспечения взаимодействия информационных систем государственных органов.
При отсутствии сведений в информационных системах списки на граждан представляются юридическими лицами по запросу МОВУ в течении трёх рабочих дней.
Также, МОВУ не реже одного раза в год проверяют состояние учёта призывников у юридических лиц и перед каждым призывом сверяют их учётные данные с данными воинского учёта МОВУ района (города областного значения) (пп. 5) п. 43 Правил воинского учёта).
Таким образом, юридические лица предоставляют по запросу МОВУ (военкомата) один раз в год в призывной период списки призывников и список сотрудников и учащихся (если организация является учебным заведением), подлежащих приписке к призывным участкам. Если в организации нет таких сотрудников и учеников, то организация должна предоставить в МОВУ информацию о том, что таких сотрудников и обучающихся нет.
Ситуация
Кто оплачивает работнику период прохождения воинской службы
Граждане освобождаются от работы (учёбы) на время, необходимое для выполнения обязанностей, связанных с постановкой допризывников на воинский учёт, с сохранением за ними места работы (учёбы), занимаемой должности и средней заработной платы (п. 5 ст. 16 Закона о воинской службе).
В соответствии с п. 1 ст. 124 ТК РК, работодатель освобождает работников от выполнения трудовых обязанностей на время привлечения их к государственным или общественным обязанностям в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, с сохранением за ними места работы (должности).
За выполнение государственных и общественных обязанностей заработная плата работнику выплачивается по месту выполнения указанных обязанностей, но не ниже средней заработной платы по месту работы (п. 2 ст. 124 ТК РК).
За работниками, подлежащими призыву на срочную воинскую службу или воинские сборы, в период прохождения медицинской комиссии сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы или воинских сборов сохраняется место работы (должность) (п. 3 ст. 124 ТК РК).
Таким образом, гражданам в период нахождения в местных органах военного управления по повестке, в связи с постановкой на воинский учёт, выплачиваются средняя заработная плата по основному месту работы, то есть работодателем.
Если военнообязанные призываются на учебные, проверочные и специальные воинские сборы, а также привлекаются на занятия по военной подготовке, то, в соответствии с п. 6 ст. 43 Закона о воинской службе, за ними на период воинских сборов сохраняются место работы и занимаемая должность, им выплачивается средняя заработная плата, а неработающим – минимальная заработная плата за счёт государства.
Работника призвали на срочную воинскую службу
Работодателю стоит помнить, что все организации и предприятия, вне зависимости от форм собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан должны создать своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности.
Работодатель освобождает работников от выполнения трудовых обязанностей на время привлечения их к государственным или общественным обязанностям в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, с сохранением за ними места работы (должности) (п. 1 ст. 124 ТК РК).
За работниками, подлежащими призыву на срочную воинскую службу в период прохождения медицинской комиссии, сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы сохраняется место работы (должность).
Для военнослужащих срочной службы установлен срок воинской службы в календарном исчислении – двенадцать месяцев (пп. 1) п. 1 ст. 24 Закона о воинской службе).
Гражданин считается призванным на воинскую службу с момента издания приказа начальника местного органа военного управления области (города республиканского значения или столицы) о его призыве на воинскую службу (п. 6 ст. 27 Закона о воинской службе).
Решение призывной комиссии в течение одного дня объявляется гражданину, подлежащему призыву на воинскую службу, копия которого по его ...
Работодателю стоит помнить, что все организации и предприятия, вне зависимости от форм собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан должны создать своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности.
Работодатель освобождает работников от выполнения трудовых обязанностей на время привлечения их к государственным или общественным обязанностям в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, с сохранением за ними места работы (должности) (п. 1 ст. 124 ТК РК).
За работниками, подлежащими призыву на срочную воинскую службу в период прохождения медицинской комиссии, сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы сохраняется место работы (должность).
Для военнослужащих срочной службы установлен срок воинской службы в календарном исчислении – двенадцать месяцев (пп. 1) п. 1 ст. 24 Закона о воинской службе).
Гражданин считается призванным на воинскую службу с момента издания приказа начальника местного органа военного управления области (города республиканского значения или столицы) о его призыве на воинскую службу (п. 6 ст. 27 Закона о воинской службе).
Решение призывной комиссии в течение одного дня объявляется гражданину, подлежащему призыву на воинскую службу, копия которого по его ...
Источник публикации: Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik