Новости
Медику

Как регистрировать и анализировать случаи падения пациентов

Как регистрировать и анализировать случаи падения пациентов

Мадина Чуакова

Врач-методист центра аккредитации АО "Центральная клиническая больница", высшая категория по специальности "Общественное здравоохранение", магистр медицинских наук


В зарубежной практике падения пациентов в стационаре относят к «предотвратимым инцидентам». То есть к тем нежелательным событиям, которых можно избежать, если научить медперсонал их профилактике. Поэтому в странах Европы страховые компании не оплачивают расходы медорганизации на лечение последствий падений пациентов – эти расходы несет клиника.

Каждое падение – это чрезвычайное происшествие. Его необходимо проанализировать и провести корректирующие действия. При этом не важно, получил пациент серьезную травму или нет.

Чтобы зарегистрировать и проанализировать падение:

1. Создайте удобную систему регистрации падений. Такой системой должен легко пользоваться каждый сотрудник на своем рабочем месте.
2. Проводите анализ каждого случая падения. Разработайте корректирующие действия по результатам анализа.
3. Регулярно разъясняйте сотрудникам, почему важно регистрировать любое падение.
4. Собирайте данные о падениях по всей медорганизации. Для этого назначьте ответственного. Определите метод подсчета интегрального показателя и периодичность сбора данных.
5. Определите целевой показатель. Если количество падений превысило целевое значение, проведите корректирующие меры.

Алгоритм пошагагового разбора падения пациента.

Шаг 1. Зарегистрируйте падение

Утвердите форму отчета о падении. Сделайте ее простой, чтобы сотрудник понимал, что следует рассказать о падении.

Посмотрите в образце, как оформить отчет.
Шаг 2. Проанализируйте падение

Разработайте план корректирующих действий. Чтобы оценить ситуацию, получите ответы на вопросы:

1. Произошло ли падение у пациента высокого риска падений или низкого риска? Если упал пациент низкого риска, то правильно ли оценили риск?
2. Есть ли у пациента дополнительные факторы риска, например нарушения зрения, слуха, когнитивные расстройства? Учел ли их медработник?
3. Двигался пациент в сопровождении персонала или нет? Если его сопровождали, то правильно ли сотрудники это делали? При правильном сопровождении сотрудник держит пациента за руку. Если пациента не сопровождали, то нуждался ли он в этом? Если да, почему его не сопровождали?
4. Безопасным ли было окружение? Оцените состояние пола, освещение, исправность кровати и оборудования, были ли дополнительные препятствия на пути пациента.
5. Были ли исправны дополнительные средства передвижения, которые использовал пациент?
6. Обучили ли пациента безопасному поведению для профилактики падений?

Желательно, чтобы в анализе случаев падения участвовали сотрудники, которые были задействованы в ситуации.

Каждый случай падения разбирайте на общем собрании отделения и разрабатывайте план корректирующих действий по результатам анализа.

Шаг 3. Разъясняйте сотрудникам, почему важно регистрировать падение

Сотрудники не должны бояться рассказать о падении. Для этого гарантируйте, что не пострадает ни сотрудник, который сообщил о падении, ни другие сотрудники. Иначе падения могут сознательно скрывать. Исключение составляют случаи, когда из-за падения пациент серьезно пострадал, написал жалобу или обратился в суд. Сообщения о падении можно сделать анонимными, так как не важно, кто именно сообщит об инциденте. Главное, чтобы руководитель вовремя получил информацию и исправил ситуацию.

Шаг 4. Собирайте данные о падениях

Если медорганизация использует ИТ-технологии, сделайте ссылку на эту форму отчета о падении на рабочем столе сотрудников. Если больше используете бумажный документооборот, то бланки отчетов положите на рабочих местах.

Организуйте «почтовый ящик» для отчетов о падении, чтобы у сотрудника не было необходимости передавать его из рук в руки одному из руководителей, потому что при этом всегда возникает по-человечески понятный дискомфорт.

Назначьте ответственного, который будет собирать и анализировать отчеты. Если в медорганизации есть отдел по качеству, поручите эту работу одному из сотрудников отдела. При выборе показателя, по которому вы будете оценивать эффективность программы по профилактике падений, используйте общепринятые. Так вы сможете сравнить ваши данные с похожими медорганизациями или отделениями, так как эта информация есть в открытом доступе в сети Интернет.
Шаг 5. Определите целевой показатель

Целевой показатель можно установить разным для отделений различного профиля. Он всегда выше в отделениях травматологии и ортопедии, неврологии и гериатрии, и ниже – в пульмонологии, ОРИТ, общей терапии и эндокринологии.

Для отделений первой группы хорошим считают показатель менее 1,5 случая на 1 000 койко-дней, для отделений второй группы он не должен превышать 1,0 случая на 1 000 койко-дней. Показатель «количество падений с последствиями» во всех отделениях не должен превышать 0,5 случая на 1 000 койко-дней.

Если по результатам анализа первичных данных показатели хуже эталона, сделайте план корректирующих мероприятий на год и задайте ступенчатые цели на каждый из кварталов, которые приведут к целевому значению к концу года.

СКАЧАЙТЕ