Новости
Госзакупщику

Обзор нового Закона РК О государственных закупках

Обзор нового Закона РК О государственных закупках

Анна Боган

Юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы»,

эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ


Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 1 июля подписал Закон О государственных закупках (Закон). Целью создания нового Закона была оптимизация процедур государственных закупок, повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг, усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции. Закон вступит в силу 1 января 2025 года.

Законом обновлено обжалование госзакупок. Для сокращения процедур закупок жалобы будет рассматривать сам организатор госзакупок через веб-портал. Изменилась роль Министерства финансов, как контролирующего органа.

Увеличат полномочия заказчиков по оперативным госзакупкам. Вернули основания закупок из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Такие нормы дают возможность заказчикам приобрести товары, работы и услуги без затягивания процедур закупа. Также это дает заказчикам большую самостоятельность и ответственность. Сельские акиматы смогут приобретать по этому же основанию товары, работы и услуги до 4 000 МРП. Также заказчики смогут приобретать из одного источника товары, работы и услуги для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а не только для ликвидации последствий ЧС.

Сроки проведения процедур будут определены правилами осуществления госзакупок.

Для исключения коррупционных рисков и упрощения процедур госзакупок изменились причины несостоявшихся госзакупок. Теперь у заказчика будет возможность заключать договор, если по итогам госзакупок останется единственный поставщик, с условием, если он соответствует квалификационным требованиям.

Научно-исследовательские институты и организации высшего и послевузовского образования для выполнения научных исследований и научных работ будут закупать товары, работы, услуги по нормам правил утвержденных Министерством науки и высшего образования.


Новый Закон «О государственных закупках»

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 1 июля подписал Закон О государственных закупках (Закон), который вступит в силу с 01 января 2025.

Действующая редакция Закона (старый Закон) будет действовать до конца 2024 года.

Рассмотрим основные изменения Закона в процедуре проведения госзакупок.

Новый Закон почти в два раза короче действующего и содержит только базовые понятия и нормы по регулированию процедуры государственных закупок.

Действующий Закон содержит 52 статьи, новый – всего 29. Для полного понимания и практического применения новых процедур, необходимо дождаться новых Правил осуществления государственных закупок, либо внесения изменений в действующие Правила. До этого момента многие вопросы, по применению норм нового Закона останутся без ответа.

Термины и определения

По большей части понятийный аппарат нового Закона сохранен в редакции действующего Закона , но есть ряд новых терминов или же действующие определения изменены или дополнены, также есть термины, которые не вошли в новый Закон.

Начнем с того, что снова было изменено понятие «государственных закупок». Так, в соответствии с пп. 14 ст. 3 нового Закона, государственные закупки - приобретение заказчиками товаров, работ, услуг полностью или частично за счет бюджетных средств, выделенных денег из Фонда поддержки инфраструктуры образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) собственных доходов. Т.е. с нового года больше не будет действовать исключение для международных аэропортов в части доходов, связанных с оказанием услуг нерезидентам Республики Казахстан, которое применяется сейчас по действующему Закону.

Помимо этого, поменялось понятие «веб-портал», так в соответствии с пп. 7 ст. 3 нового Закона:

единая платформа закупок ( веб-портал) - информационная система уполномоченного органа в сфере госзакупок, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок и закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

На сегодняшний день МФ РК запустил единую платформу – https://zakup.gov.kz. С 10 июня 2024 года все пользователи могут регистрации на ней, и до конца текущего года у пользователей сохранится право авторизации и регистрации через действующие закупочные площадки.

Еще одно существенное изменение – это новое понятие «заказчики». пп. 27 ст. 3 нового Закона. Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, за исключением государственных предприятий как имущественных комплексов, юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними юридических лиц, переданных в доверительное управление физическим или негосударственным юридическим лицам с правом последующего выкупа.

Сейчас, в действующей редакции Закона, к Заказчикам по госзакупкам не относятся:

  • национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица;
  • Национальный Банк Республики Казахстан, его ведомства, организации, входящие в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, а также уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
  • уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Эти организаций закупают товары, работы, услуги по отдельным Законам и Правилам.

В новом Законе предусмотрено понятие «единая платформа закупок», как для государственных закупок, так и для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

Однако, если действующий Закон утратит силу с 01 января 2025 года, то информации об утрате силы Закона «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» на сегодняшний день нет. И с нового года квазигосударственный сектор будет являться «Заказчиком» по двум указанным Законам. Возникает вопрос, каким из них должны будут руководствоваться организации квазигосударственного сектора при осуществлении закупок.

Следующее изменение – это .

В новом Законе понятие «недостоверная информация» расширенное, охватывает подделку документов не только потенциального поставщика, но и его субподрядчиков.

По пп. 1 ст. 2 нового Закона, недостоверная информация - ложные сведения, содержащиеся в заявке на участие в конкурсе, аукционе и подтверждающих документах потенциального поставщика и (или) привлекаемого субподрядчика (соисполнителя) по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, а равно внесенные путем исправлений, искажающих действительное содержание, и не соответствующие действительности и подтверждающим документам потенциального поставщика в представленной заявке.

В новом Законе появились новые понятия:

  • общественный мониторинг государственных закупок -процесс систематического сбора, обобщения и анализа, осуществляемый посредством веб-портала и на основе содержащейся в нем информации о планировании, проведении, исполнении и контроле государственных закупок, затрагивающей права и законные интересы неограниченного круга лиц, субъектами общественного контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле»;
  • устойчивые государственные закупки - приобретение заказчиками товаров, работ, услуг с целью обеспечения оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, на протяжении всего срока их жизненного цикла, а также достижения социальных, экономических и экологических аспектов развития;
  • договор о строительстве «под ключ» - договор, предметом которого являются комплексные работы по строительству объекта и введению его в эксплуатацию, включающие выполнение проектных, изыскательских, строительно-монтажных (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) и других работ, а также сопутствующие указанным работам поставку товаров и оказание услуг, за исключением проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов и услуг технического надзора;

В новый Закон не вошли термины из действующего Закона:

  • шаг аукциона - денежный интервал, на который снижается цена предмета аукциона;
  • квалификационный орган - юридическое лицо, осуществляющее предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков и формирующее перечень квалифицированных потенциальных поставщиков, определенное уполномоченным органом;
  • аффилиированные лица государственных предприятий, юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, - юридические лица, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) прямо либо косвенно принадлежат государственным предприятиям, юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилиированному лицу пятидесяти и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) иного юридического лица;
  • конкурсная комиссия (аукционная комиссия) - коллегиальный орган, создаваемый организатором государственных закупок для выполнения процедуры проведения государственных закупок способом конкурса (аукциона), предусмотренным настоящим Законом. Конкурсная комиссия (аукционная комиссия) должна состоять из нечетного количества, но не менее трех человек;
  • нормирование государственных закупок - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе натуральные нормы, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
  • идентификационный код государственной закупки - идентификационный номер, присваиваемый каждой государственной закупке (лоту), в котором содержится информация обо всех этапах государственной закупки;
  • процедура организации и проведения государственных закупок - комплекс взаимосвязанных, последовательных мероприятий, осуществляемых организатором государственных закупок, соответствующей комиссией в соответствии с настоящим Законом, в целях заключения с потенциальным поставщиком договора о государственных закупках;
  • электронный депозитарий в сфере государственных закупок (далее - электронный депозитарий) - электронная база данных, содержащая сведения и документы, подтверждающие наличие опыта работы потенциальных поставщиков, формируемая на веб-портале государственных закупок в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок;
  • рамочное соглашение - соглашение, заключаемое между единым организатором государственных закупок и (или) организатором государственных закупок с потенциальными поставщиками по результатам проведения централизованных государственных закупок с целью последующего заключения договора о государственных закупках между заказчиком и участником рамочного соглашения;
  • условная цена - цена, рассчитанная с учетом применения к конкурсному ценовому предложению участника конкурса относительного значения критериев, предусмотренных в конкурсной документации, и используемая исключительно при оценке и сопоставлении конкурсных ценовых предложений с целью определения победителя конкурса;
  • офтейк-контракт - заключенное между заказчиком и потенциальным поставщиком соглашение по гарантированному закупу в будущем запланированных к производству товаров

Полагаю, что большую часть из вышеперечисленных определений, которые были исключены из Закона, мы увидим в Правилах.

Принципы

По большей части принципы осуществления государственных закупок остались в действующей редакции, но есть ряд изменений. Так, принцип «оптимального и эффективного расходования средств» в редакции нового Закона изложен следующим образом: принцип оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, в том числе путем обеспечения соотношения цены и качества закупаемых товаров, работ, услуг.

В дополнение к вышеизложенному, появляется новый принцип – принцип развития устойчивых государственных закупок.

Сразу возникает вопрос, как данные принципы планируется реализовывать на практике. Т.к. сейчас в действующей редакции Закона мы имеем способ закупки «Конкурс с использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых ТРУ». Данная норма введена в действие с 01 января 2023 года, как и Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2022 года № 1203 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых товаров, работ, услуг». Однако, до сегодняшнего дня эта норма технически не реализована и не применяется.

В новый Закон не вошли принципы приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг и соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащиеся в закупаемых товарах.

Планирование

Интересным изменением в процессе планирования, является то, что в редакцию нового Закона не вошли положения, обязывающие Заказчика, при осуществлении государственных закупок работ, по которым имеется проектно-сметная документация, указывать предоплату (аванс) 30% и размещать на веб-портале государственных закупок проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Возможно данные требования будут сохранены в Правилах.

Также основания для внесения изменений и дополнений в годовой план государственных закупок, чаще, чем два раза в месяц, с 01 января 2025 года будут указаны только в Правилах. В новом Законе содержится отсылочная норма следующего содержания: «Заказчики вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более двух раз в месяц, за исключением случаев, предусмотренных правилами осуществления государственных закупок.»

И последнее существенное изменение – это норма по отказу Заказчика от закупки. В действующей редакции Закона, Заказчик может отказаться от закупки до заключения Договора, в новом Законе – до подведения итогов. При этом, основания и последствия отказа остались без существенных изменений.

Во всем остальном процедура планирования осталась прежней.

Ограничения на участие в государственных закупках

Расширен перечень ограничений в части проверки не только первых руководителей потенциального поставщика, но и его учредителей и крупных акционеров, а также их аффилированных лиц по следующим основаниям:

потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники руководителей, учредителей, крупных акционеров данного потенциального поставщика и (или) уполномоченного представителя данного потенциального поставщика, а также сам учредитель, крупный акционер и аффилированные с ними лица обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора в проводимых государственных закупках;
  • руководитель, учредитель или крупный акционер потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, и аффилированные с ними лица связаны с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель, учредитель или крупный акционер потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включенным в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем, учредителем или крупным акционером потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель), их руководитель, учредитель или крупный акционер, а также аффилированные с ними лица имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в единый реестр должников. Данное требование не распространяется на потенциальных поставщиков и поставщиков, определенных в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 25) и 26) пункта 3 статьи 16 настоящего Закона;
  • потенциальный поставщик и (или) привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель), и (или) их руководитель, учредители (акционеры) включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Помимо усиления ограничений в части учредителей, крупных акционеров потенциального поставщика и их аффилированных лиц, в новом Законе содержится ряд дополнительных ограничений, которых нет в действующей редакции Закона, а именно:

потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, аффилированных с заказчиком;
  • потенциальный поставщик и (или) его руководитель (руководители), учредитель (учредители) или крупный акционер ранее совершили коррупционное преступление;
  • в отношении потенциального поставщика вынесено решение суда, вступившее в законную силу, по просроченным и невыполненным договорным обязательствам по ранее заключенным договорам.

И если первые два новых ограничения не вызывают никаких вопросов или недопонимания, то третье ограничение очень объемное. Исходя из буквального толкования, оно не ограничивается судебными спорами в рамках договоров о государственных закупках и нет никаких пределов по срокам. Т.е. судебные решения по договорным спорам, не в пользу потенциального поставщика даже по договорам, заключаемым в рамках коммерческих сделок, даже если суд проигран 5-10 лет назад, и решение по выплате неустойки, например, исполнено, всё равно будет являться ограничением.

В этой связи теряет свое значение реестр недобросовестных участников государственных закупок за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Т.к., сейчас, если поставщик попадает в реестр недобросовестных участников по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, он не может участвовать в государственных закупках 24 месяца, с момента вступления решения суда в законную силу, но после истечения данного срока никаких ограничений на участие нет.

В редакции нового Закона, не важно, признали поставщика недобросовестным или нет, не важно прошло 24 месяца реестра или нет, потенциальный поставщик всё равно не сможет участвовать в закупках, если в отношении него есть решение суда, вступившее в законную силу, по просроченным или невыполненным договорным обязательствам по ранее заключенным договорам.

И еще одно, не менее интересное дополнение ограничений: потенциальный поставщик и аффилированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном лоте при осуществлении государственных закупок способом конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений. В действующей редакции Закона данная норма также есть, но она распространяется только на закупки способом конкурса и аукциона и автоматически аффилированность не проверяется. Однако, запрос ценовых предложений в части допуска/отклонения полностью автоматизированный способ и очень интересно, как данное ограничение будет работать на практике с вступлением в силу нового Закона. Более того, данное основание не предусмотрено в качестве основания для отклонения в п. 8 ст. 15 нового Закона.

Также в новом Законе предусмотрена норма, направленная на поддержку частного предпринимательства, о том, что заявки потенциальных поставщиков, являющихся государственными предприятиями, государственными учреждениями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, подлежат автоматическому отклонению веб-порталом в случае наличия не менее двух заявок от потенциальных поставщиков, являющихся субъектами частного предпринимательства.

В новый Закон не вошло действующее сейчас ограничение, в соответствии с которым, потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если на имущество потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест.

В остальном положения, касающиеся ограничений на участие в государственных закупках, остались без изменений.

Реестры

В новом Законе появляются два дополнительных реестра, которые отсутствуют в действующей редакции – это реестр потенциальных поставщиков и реестр опыта работы потенциальных поставщиков.

Реестры потенциальных поставщиков, а также опыта работы потенциальных поставщиков представляют собой электронные базы данных, содержащие сведения о потенциальных поставщиках, полученные из государственных и негосударственных информационных систем и формируемые на веб-портале в соответствии с правилами осуществления государственных закупок.

Т.к. Закон содержит лишь отсылочную норму к Правилам по порядку формирования и ведения указанных реестров, то сейчас мы можем только предполагать, что возможно реестр опыта работы – это действующий сейчас электронный депозитарий. Сказать это наверняка можно будет только после принятия Правил.

Реестр недобросовестных участников с нового года будет состоять не из трех, а из четырех разделов:

1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора;
3) поставщиков, не исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам;
4) поставщиков, ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам.

Что касается процедуры обращения в суд и включения в реестр, то в связи с разделением неисполнения и ненадлежащего исполнения договорных обязательств на два отдельных перечня недобросовестных, внесены следующие корректировки по срокам и порядку обращений с иском в суд:

В случае, указанном в подпункте 3), заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня расторжения договора либо истечения срока действия договора обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

По ненадлежащему исполнению порядок и сроки обращения с иском в суд остались без изменений.

Что касается включения в реестр недобросовестных в связи с уклонением победителя от заключения договора, то в действующей редакции Закона такое решение принимает уполномоченный орган, в новом Законе такое решение будет принимать Заказчик. Так, в соответствии с п. 5 ст. 8 нового Закона, реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктом 2) части первой пункта 4 настоящей статьи, формируется уполномоченным органом на основании решения заказчика о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.

Однако, данная поправка противоречит п. 7 ст. 8 нового Закона, в соответствии с которым, потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основанию, предусмотренному подпунктом 2) части первой пункта 4 настоящей статьи, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.

Т.е. пунктом 5 рассматриваемой статьи предусмотрено, что решение о признании поставщика недобросовестным принимает заказчик, а уполномоченный орган на основании решения заказчика только формирует реестр, тогда как пунктом 7 предусмотрено, что отсчет срока начинается со дня принятия решения уполномоченным органом, хотя он такое решение в редакции нового Закона не принимает.

В остальном положения в части ведения реестров остались без изменений.

Способы осуществления государственных закупок

В новом Законе нет способа закупки «через товарные биржи», в остальном перечень способов остался без изменений:

Государственные закупки осуществляются одним из следующих способов:

1) конкурса;
2) аукциона;
3) запроса ценовых предложений;
4) из одного источника;
5) через электронный магазин.

Стоит отметить, что в новом Законе нет отдельных глав и статей, которые бы регулировали порядок проведения каждого конкурентного способа закупки, как это предусмотрено в действующем Законе. В новом Законе только базовые положения, порядок, сроки, и другие процедуры будут регламентированы Правилами.

Обеспечение заявки

В действующей редакции Закона обеспечение заявки вносится при проведении конкурса, аукциона и ЗЦП, размер обеспечение одинаковый для всех указанных способов и составляет 1% от выделенной суммы.

В новом Законе внесение обеспечения заявки предусмотрено не только для конкурса, аукциона и ЗЦП, но и для закупок, проводимых способом «через электронный магазин».

Размер обеспечения заявки составляет от одного до трех процентов от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг, в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок.

Т.е. Правилами будет предусмотрена какая-то градация, от которой будет зависеть размер обеспечения заявки. Возможно, это будут пределы выделенных сумм, возможно, это будет зависеть от способа закупки, а возможно, и то и другое. Об этом мы сможем узнать только после принятия Правил.

Квалификационные требования

Новый Закон содержит те же пять квалификационных требований, что и действующая редакция, однако, есть особенности по их установлению.

Так, Закон регламентирует как проверяется соответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям при реорганизации. Для целей осуществления государственных закупок объединение показателей финансовой устойчивости не допускается, за исключением показателей по основным средствам и фонду оплаты труда. При этом такое объединение допускается при условии соответствия основного вида деятельности реорганизуемых юридических лиц в течение трех лет (непрерывно), предшествующих предыдущему году, первому уровню (секции) структуры общего классификатора видов экономической деятельности.

В случае реорганизации юридических лиц (присоединение, слияние) учитывается наибольший опыт работы одного из реорганизуемых юридических лиц.

Таким образом, при реорганизации есть возможность повысить свои показатели только по стоимости основных средств и по фонду оплаты труда. Что касается показателя по доходам и уплаченным налогам, а также квалификационного требования по наличию опыта работы, реорганизация на них никак не повлияет.

С 01 января 2025 года помимо наличия трудовых ресурсов, также будет устанавливаться требование по отсутствию просроченной задолженности по выплате заработной платы перед работниками. Каким документом будет подтверждаться соответствие данному требованию станет понятно после принятия Правил.

По новому Закону, заказчик вправе требовать от потенциального поставщика наличия материальных и трудовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору, зарегистрированных в соответствующей административно-территориальной единице в границах области, города республиканского значения и столицы по месту выполнения работ, оказания услуг. В действующей редакции Закона, достаточно просто подтвердить их наличие и не имеет значение в каком регионе они зарегистрированы.

Также есть уточнение по квалификационному требованию «опыт работы», а именно: для целей осуществления государственных закупок опыт работы учитывается только по договорам, выполненным в рамках государственных закупок, и иным договорам, сведения о которых содержатся в информационных системах государственных органов.

Порядок установления квалификационных требований, как и сейчас, будет определяться Правилами.
Товарные знаки, производители, места производства товара, неадминистрируемые требования и т.п.

Как и в действующей сейчас редакции старого Закона, по новому Закону устанавливается запрет на указание определенной модели, наименования и т.п., которые определяют принадлежность товара, работы, услуги определенному поставщику. Однако исключения из этого общего запрета в новом Законе расширены.

Для конкурса и аукциона предусмотрены следующие исключения, когда можно указать ТЗ, производителя и т.п.:

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и в случае возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;
  • для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара;
  • для приобретения технических вспомогательных (компенсаторных) средств, кохлеарных имплантов, лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания, если они закупаются для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений.

Для запроса ценовых предложений к исключениям, указанным выше добавлено еще одно:

  • приобретения однородных товаров, представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В этой части новый Закон возвращает редакцию, действовавшую до 01 января 2022 года.

Кроме того, в конкурсной документации, аукционной документации как и сейчас, запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе касающиеся установления любых не измеряемых количественно или неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам.

Однако, новый Закон, в отличии от действующего, дает определение этих понятий:

  • Под неизмеряемыми требованиями понимаются требования, которые нельзя точно оценить или измерить с помощью численных или статистических методов.
  • Под неадминистрируемыми требованиями понимаются требования, которые невозможно проверить и (или) контролировать.

Основания и последствия признания государственных закупок несостоявшимися

Полагаю, это самое долгожданное изменение, из всех положений нового Закона. В отличии от действующей редакции старого Закона, новым предусмотрено только три основания, для признания конкурса/аукциона несостоявшимся:

ü отсутствие представленных заявок на участие в конкурсе, аукционе;

ü если к участию в конкурсе, аукционе не допущен ни один потенциальный поставщик;

ü если к участию в конкурсе, аукционе допущен один потенциальный поставщик в случае представления на участие в конкурсе, аукционе двух и более заявок потенциальных поставщиков.

Государственные закупки способом конкурса, аукциона признаются состоявшимися в случае, если на участие в конкурсе, аукционе представлена одна заявка,