Новости
2025-08-12 15:08 Образование

Как реализовать программу «Тілге бойлау» в детском саду с другим языком обучения

Как реализовать программу «Тілге бойлау» в детском саду с другим языком обучения

Как создать эффективную языковую среду для дошкольников? В рекомендации делимся опытом внедрения проекта «Тілге бойлау» в детском саду, рассказываем о методах работы, трудностях и результатах. Вы найдете практические рекомендации по внедрению проекта, а также комплект документов. Материал будет полезен педагогам и руководителям ДО, заинтересованным в формировании билингвальной среды.

Согласно Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы, в период с сентября 2024 года по май 2025 года был реализован пилот по внедрению программы «Тілге бойлау» в Акмолинской, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях и в городе Астане. В Северо-Казахстанской области пилот был реализован в 30 дошкольных организациях.

Проект «Тілге бойлау» нацелен на создание языковой среды для детей дошкольного возраста, активное вовлечение их в процесс обучения через игры, творчество и взаимодействие.

Предварительная работа по реализации проекта проводилась согласно плану Министерства просвещения РК в виде организации курсовой подготовки специалистов организаций.

В процессе обучения языку в режимные моменты в течение дня через игры со сверстниками и взрослыми развивались

  • речевые навыки;
  • мыслительная деятельность;
  • воображение;
  • наблюдательность;
  • терпимость, толерантность.

Цели проекта

  • Создание комфортной языковой среды для детей.
  • Развитие языковых навыков на родном и втором языке.
  • Формирование интереса к изучению языков через игровые формы обучения.

Задачи проекта

  • Разработка игровых и творческих заданий.
  • Организация деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
  • Проведение регулярного мониторинга усвоения языковых навыков.

Во время реализации проекта дети углубленно изучали казахский язык, ежедневно применяли слова, выражения и просьбы на казахском языке. Проект «Тілге бойлау» направлен не только на работу с детьми, но и на совместную работу с родителями в изучении государственного языка.

Обучение детей государственному языку осуществлялось ежедневно в соответствии с режимом дня через различные виды детской деятельности: общение, предметная, игровая, трудовая, художественная (чтение педагогом художественной литературы, просмотр книг, иллюстраций), театрализованная и самостоятельная.

С целью овладения государственным языком дети ежедневно обучались словарному минимуму, определенному Типовой учебной программой, развивали разговорную связную речь, а также знакомились с культурой, традициями и обычаями казахского народа, обогащали активный словарь, осваивали словарные нормы, культуру общения.

Грамотный подход к организации предметно-развивающей среды является одним из самых важных условий для реализации проекта. Так, в старшей группе была организована говорящая стена в виде стенда «Сөздік жұмысы», где в виде картинок были размещена информация о словах, которые изучают дети в течении недели, согласно словарного минимума Типовой учебного программы дошкольного воспитания и обучения.

Также был организован национальный центр в виде макета юрты с наполнением из корпешек, сундука, стола, музыкальных инструментов, национальной еды, посуды и т. д. Для родителей разработаны информационные уголки, папки-передвижки, буклеты, мобильные библиотеки, производилось информационное обеспечение проекта посредством информационных платформ.

Методика мониторинга

Для оценки прогресса в усвоении языковых навыков применялся мониторинг, с помощью которого отслеживались успехи детей на протяжении проекта. Данные собирались ежемесячно.

Мероприятия и игры, применяемые в рамках проекта

Культурные праздники

  • Национальные праздники: организация празднования национальных праздников (День Республики Казахстан, День благодарности, Наурыз, День независимости Республики Казахстан) с традиционными играми, угощениями и песнями. Это помогло детям узнать о значении праздников и традициях их народа.
  • День народного искусства: проведение мероприятий, посвященных народному искусству. Дети участвовали в мастер-классах по народным промыслам, таким как вышивка, гончарное дело или резьба по дереву.

Игры на основе народных традиций

  • Традиционные игры включались в программу игр, которые передаются из поколения в поколение (например, «Қыз қуу» или «Теңге алу» и др.) Игры способствовали развитию командного духа и физической активности.
  • Ролевые игры. Применялись ролевые игры, где дети могли перенестись в исторические события или повседневную жизнь своих предков. Это помогло им лучше понять свою культуру и традиции.

Творческие занятия

  • Чтение народных сказок. Были проведены занятия по чтению и обсуждению народных сказок и легенд. Дети сами инсценировали эти истории, что помогло развить их творческие способности и понимание культурных ценностей.
  • Музыкальные занятия. Изучались народные инструменты и традиционные мелодии. Дети участвовали в создании музыкальных композиций на основе народной музыки.

Экскурсии и выездные мероприятия

  • Посещение культурных центров. Были организованы экскурсии в музеи, культурные центры или на выставки, посвященные народной культуре. Это дало детям возможность увидеть и прикоснуться к культурным артефактам.
  • Выезд на природу. Проводились выезды на природу с элементами экологического воспитания и изучения традиционных способов жизни и хозяйства предков.

Пошаговый алгоритм по реализации проекта

Шаг 1-й. Издать приказ

Для внедрения проекта издайте приказ на основании приказа министра просвещения РК, укажите ответственных лиц за реализацию проекта, необходимые их действия и пропишите контроль за проектом. Воспользуйтесь образцом.

Шаг 2-й. Разработать план мероприятий по внедрению проекта

На основании предложенного Министерством просвещения плана поручите методисту разработать план мероприятий по внедрению проекта для вашей организации с указанием сроков проведения и ответственных лиц.

Шаг 3-й. Отслеживать результаты проекта

На основе Программы «Тілге бойлау» по изучению казахского языка в дошкольных организациях с другим языком обучения поручите ответственному лицу разработать перспективный план организованной деятельности на 20__/20__ учебный год

Организуйте регулярный мониторинг развития детей по ключевым направлениям. В течение шести месяцев отслеживайте изменения в физическом развитии, коммуникативных, познавательных, интеллектуальных, творческих и социально-эмоциональных навыках воспитанников.

Свод по проекту «Тілге бойлау»

...

Источник публикации: Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik