Как теперь будет проходить экспертиза качества медицинских услуг
Как теперь будет проходить экспертиза качества медицинских услуг
8 июля вступят в силу изменения в Правилах внутренней и внешней экспертиз качества медуслуг.
Дополнения внес приказ МЗ РК от 24.06.2024 года № 29 «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РК от 03.12.2020 года № ҚР ДСМ-230/2020 «Об утверждении правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи)».
Что же изменилось в правилах экспертизы качества медпомощи:
1. Из формулировки дефекта убрали «клинические протоколы»
Дефект оказания медицинских услуг - нарушение порядка оказания медицинских услуг, выражающееся в несоблюдении Стандартов, повлиявшие на исход лечения и повлекшие неблагоприятные последствия для здоровья пациента, а также факт неподтвержденного случая оказания медицинской услуги или помощи (п.пункт 15 п. 2).
2. Экспертиза качества медицинской помощи основывается на стандартах организации медицинской помощи, правилах оказания медицинской помощи, клинических протоколах диагностики и лечения, инструкциях, алгоритмах, стандартах медицинских организаций, научно-доказательных международных данных. (п. 4, 5, 6)
3. Службу поддержки пациента и внутренней экспертизы возглавляет руководитель, назначаемый на должность первым руководителем МО, а также утверждается должность заместителя первого руководителя по качеству медицинской помощи по усмотрению первого руководителя МО.
Структуру и состав Службы утверждают с учетом объема оказываемых услуг, профиля, мощности для стационаров и стационарозамещающих условий, количества прикрепленного населения для организаций амбулаторно-поликлинического типа. При отсутствии прикрепленного населения структуру и состав Службы утверждают с учетом численности медработников или объема медицинских услуг. Если штат МО не более 5 единиц, функцию Службы выполняет первый руководитель (п. 9).
Сотрудники Службы проходят повышения квалификации по вопросам экспертизы качества медицинских услуг (п. 9-1).
4. Служба постоянно проводит работу по заключениям внешней экспертизы в части исполнения рекомендаций по доступности и своевременности медицинской помощи, соблюдения стандартов оказания медицинской помощи, правил оказания медицинской помощи (п. 11).
5. Служба проводит учет и текущий анализ фактов наступления медицинского инцидента и страховых случаев, результаты которых вносят в единый реестр учета (п. 13).
6. У Службы появился еще один метод определить степень удовлетворенности качеством медпомощи и потребности пациентов – анализ опроса населения в информационных системах здравоохранения (п. 17).
7. Ввели порядок рассмотрения Службой обращений и проведения внутренней экспертизы (п. 19-1):
«Службой при рассмотрении обращения проводится внутренняя экспертиза по качеству предоставленной медицинской помощи на соответствие стандартам организации медицинской помощи по профилю, правилам оказания медицинской помощи с привлечением независимых экспертов или профильных специалистов (при необходимости).
Служба проводит внутреннюю экспертизу путем анализа медицинских услуг с учетом:
1) диагностических процедур: анализ своевременности и непредвиденных отклонений в проведенных диагностических мероприятиях для выявления заболеваний или состояний, которые могли привести к данному событию;
2) лечебных мероприятий: анализ соответствия лечебных действий (медикаментозная, оперативная, инвазивная) адекватности их выбора и выполнения, а также тактики ведения пациента;
3) профилактических мер: оценка проведенных профилактических действий для предотвращения возможных осложнений или повторных случаев;
4) реабилитационных мер: анализ эффективности и адекватности проведенных реабилитационных мероприятий с целью восстановления функциональных возможностей и улучшения качества жизни пациента после события.
Служба при выявлении нарушений стандартов организации медицинской помощи по профилю медицинским работником при оказании медицинской помощи, что повлекло неблагоприятный исход лечения (смерть, инвалидизация, ухудшение состояния или без перемен) для здоровья и жизни пациента, наличия оснований и подтверждающих доказательств о причинении вреда жизни и здоровью пациента, установления признаков страхового случая, предоставляет руководителю субъекта рекомендации с обоснованием о направлении данного обращения на заседание Независимой экспертной комиссии со всеми материалами: медицинская документация, фото-, видеоматериалы, договор, чеки и другие материалы, относящиеся к обращению, в том числе из информационных систем.
Срок рассмотрения обращения и предоставления рекомендации о направлении данного обращения на заседание Независимой экспертной комиссии первому руководителю субъекта здравоохранения не превышает двадцати рабочих дней.
Служба, при отсутствии нарушений стандартов организации медицинской помощи по профилю со стороны медицинского работника при оказании медицинской помощи, регистрирует данный случай как медицинский инцидент в едином реестре учета фактов медицинского инцидента и страховых случаев, согласно пункту 1 статьи 270-3 Кодекса. После одобрения руководителем субъекта здравоохранения Служба в течение 3 рабочих дней направляет информацию о случаях медицинского инцидента в организацию, определенную уполномоченным органом в области здравоохранения.
При отсутствии у субъекта здравоохранения Службы, обращение рассматривается первым руководителем субъекта здравоохранения с привлечением независимых экспертов или профильных специалистов (при необходимости).».
8. Конкретизировали, какие именно случаи нанесения вреда здоровью пациента направляют в органы внутренних дел для принятия процессуального решения (п. 31). Это:
потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа;