Новости
Образование

Единый часовой пояс с 1 марта. Как школьники переживут перевод времени в период СОР и СОЧ

Единый часовой пояс с 1 марта. Как школьники переживут перевод времени в период СОР и СОЧ

По мнению экспертов, введение единого часового пояса в Казахстане с 1 марта может вызвать определенные трудности для школьников, особенно во время сдачи СОР и СОЧ по итогам третьей четверти.

Новое правило касается жителей нескольких областей страны, включая Астану, Алматы, Шымкент, Абай, Акмолу, Алматинскую, Восточно-Казахстанскую, Жамбылскую, Жетысускую, Карагандинскую, Костанайскую, Павлодарскую, Северо-Казахстанскую, Туркестанскую и Улытаускую области. По новому закону в полночь 1 марта жители указанных регионов должны перевести свои часы на один час назад. Это изменение приходится на период, когда школьники активно готовятся и сдают СОР и СОЧ.

Какие последствия может иметь такой перевод времени для успеваемости и состояния детей? Директор национального лицея QazBilim Аятжан Ахметжанулы высказал мнение, что изменение часового пояса не повлияет на качество образования в регионах, находящихся в центре страны, таких как Астана, Костанай и Караганда.

«С трудностями столкнутся ученики юго-восточных и восточных регионов: Абайской области, Восточно-Казахстанской области, Талдыкоргана и Алматы, Алматинской, Жетысуской, Жамбылской областей. Ученики здесь будут выходить в школу слишком поздно утром и возвращаться слишком поздно во второй половине дня. Трудно сопоставить восток и запад с одним и тем же часовым поясом. Но дети быстро привыкают», – сказал эксперт.

«В целях улучшения качества образования, дети должны учиться в одну смену», – добавил спикер.

«Дети должны заниматься с 8:30 до 17:00. После им нужно отдохнуть. В целом обучение во вторую смену оказывает существенное влияние на качество образования ребенка. Это проверенный факт. По моему мнению, восток и юг страны должны оставаться в шестом часовом поясе», – добавил А. Ахметжанулы.

Габит Бекахметов, основатель инновационных школ Perspective Schools и Urban Schools, считает, что переход на единый часовой пояс может привести к нарушениям в циркадных ритмах учеников некоторых регионов.

«Это отразится на их уровне бодрствования, аппетите и свободном времени для общения с родителями. Труднее всего будет ученикам в криминогенных районах, так как им придется возвращаться из школы в темноте. Тем не менее общая синхронизация процессов и времени позволит внедрять технологические решения, включая возможности искусственного интеллекта, которые могут существенным образом нивелировать разницу в качестве образования в разных регионах и районах», – отметил эксперт.

Шолпан Каланова, президент Независимого агентства по обеспечению качества в образовании, уверена, что переход на единый часовой пояс повлияет на детей, которые учатся с третьей смены.

«Но дело в том, что в настоящее время тот формат времени, который используется в Казахстане, в основном влияет на детей, которые учатся с первой смены. Они приходят в школу рано, когда еще темно. Если рассматривать в целом по стране, мне кажется, особых изменений не будет, потому что главное сейчас – это строительство новых школ, чтобы трехсменности в Казахстане не было», – сказала она.