Как организовать питание в организации образования по новому стандарту
Ознакомьтесь с рекомендацией «Как организовать питание в организации образования», составленной на основе нового приказа и с учетом всех актуальных требований. Внутри - пошаговое руководство, как обеспечить безопасное и сбалансированное питание, оформить документы и проконтролировать работу пищеблока. Скачайте готовые журналы, графики, шаблоны приказов и памятки для персонала.
Что такое стандарты питания и на кого они распространяются
С 1 сентября 2025 года вступают в силу санитарные стандарты организации питания в организациях здравоохранения и образования. Они утверждены Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 марта 2025 года № 16 и обязательны для исполнения.
Кого касаются эти стандарты?
Стандарты питания применяются в отношении всех организаций образования, где детям предоставляется питание:
Если в вашей организации питания нет, то эти стандарты не применяются. Но как только появляется организация питания, вы автоматически попадаете под действие этого приказа.
Также эти правила распространяются на всех работников, задействованных в организации питания: руководителей, поваров, кладовщиков, медработников и других сотрудников.
Для чего разработаны стандарты?
Новые санитарные требования направлены на то, чтобы
Стандарты обязательны как для тех организаций, кто готовит пищу самостоятельно, так и для тех, кто закупает питание у поставщика.
Как выбрать способ, форму и модель организации питания
Определите, в каком формате будет организовано питание детей. Это первое решение, от которого зависит дальнейшая работа пищеблока, составление меню, закупки и ответственность персонала.
Способы организации питания
Питание может быть организовано
Что такое стандарты питания и на кого они распространяются
С 1 сентября 2025 года вступают в силу санитарные стандарты организации питания в организациях здравоохранения и образования. Они утверждены Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 марта 2025 года № 16 и обязательны для исполнения.
Кого касаются эти стандарты?
Стандарты питания применяются в отношении всех организаций образования, где детям предоставляется питание:
- государственных и частных детских садов;
- школ и интернатов;
- коррекционных учреждений;
- учебных заведений для детей-сирот и детей с ООП;
- детских домов, интернатов при колледжах и других учреждений.
Если в вашей организации питания нет, то эти стандарты не применяются. Но как только появляется организация питания, вы автоматически попадаете под действие этого приказа.
Также эти правила распространяются на всех работников, задействованных в организации питания: руководителей, поваров, кладовщиков, медработников и других сотрудников.
Для чего разработаны стандарты?
Новые санитарные требования направлены на то, чтобы
- обеспечить качественное и безопасное питание детей в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и временем пребывания;
- исключить использование некачественных продуктов , продуктов с истекшим сроком годности и блюд, приготовленных с нарушением технологии;
- унифицировать подходы к организации кухни, хранению продуктов, работе персонала и контролю качества.
Стандарты обязательны как для тех организаций, кто готовит пищу самостоятельно, так и для тех, кто закупает питание у поставщика.
Как выбрать способ, форму и модель организации питания
Определите, в каком формате будет организовано питание детей. Это первое решение, от которого зависит дальнейшая работа пищеблока, составление меню, закупки и ответственность персонала.
Способы организации питания
Питание может быть организовано
- на собственной базе - приготовление блюд происходит непосредственно в организации (например, в школьной или садовской кухне);
- через поставщика - если организация не имеет возможности готовить еду, она заключает договор с внешним поставщиком: кафе, комбинатом школьного питания и др.
Внимание
Независимо от способа организации питания вы как руководитель несете ответственность за соблюдение санитарных требований в местах приема пищи, за контроль качества питания и за здоровье воспитанников.
Формы питания
Форму питания выбирайте в зависимости от режима пребывания детей.
Модель организации питания
В зависимости от возможностей вашей организации выберите одну из моделей.
Форму питания выбирайте в зависимости от режима пребывания детей.
- Полное питание - трех- и более разовое питание для детей, находящихся в организации образования 8-10 часов и более.
- Частичное питание – до двух раз в день (например, только завтрак и обед).
- Дополнительное питание - для отдельных категорий обучающихся (дети с ООП, ослабленные дети, дети с хроническими заболеваниями, сироты и т. д.).
- Питание по индивидуальным назначениям врача - по рекомендациям и рецептам медработника.
Модель организации питания
В зависимости от возможностей вашей организации выберите одну из моделей.
- Приготовление в столовой - классический формат, если есть оборудованный пищеблок.
- Приготовление в отдельном пищеблоке и доставка на место (кейтеринг) - актуально, если на территории ОО нет условий для приготовления пищи.
- Комбинированный подход - часть блюд готовится в организации, часть поставляется (например, хлеб, соки, выпечка).
Внимание
Независимо от формы и модели питания, вы обязаны
- назначить ответственных лиц ;
- обеспечить соблюдение санитарных правил на всех этапах: от хранения продуктов до подачи блюд;
- вести документацию по питанию;
- обеспечить контроль качества пищи через медработника, комиссию по бракировке и др.
Как определить режим и кратность питания
Режим и кратность питания в организации образования определяются в зависимости от режима работы учреждения и продолжительности пребывания обучающихся (воспитанников).
Варианты кратности питания
Стандарты предусматривают от одно - до шестиразового питания в зависимости от времени нахождения ребенка в организации.
Режим и кратность питания в организации образования определяются в зависимости от режима работы учреждения и продолжительности пребывания обучающихся (воспитанников).
Варианты кратности питания
Стандарты предусматривают от одно - до шестиразового питания в зависимости от времени нахождения ребенка в организации.
Требования к интервалам между приемами пищи
Для каждого учреждения должны соблюдаться санитарные требования по временным интервалам:
Требования к пребыванию детей в ОО
Руководитель должен учитывать, что
Кто отвечает за питание и как распределяются обязанности
Организация питания - зона ответственности всей организации образования. Ознакомьтесь, кто должен быть задействован в обеспечении безопасного и качественного питания.
Руководитель организации
Руководитель ОО (директор, заведующая) несет персональную ответственность за организацию питания. В его обязанности входит
Назначение ответственного за питание
Назначьте ответственное лицо за организацию питания (например, заместителя директора, заведующего хозяйством или другое должностное лицо). Его функции:
Чтобы назначить ответственное лицо за организацию питания, издайте приказ. Готовый образец скачайте здесь.
Обязанности медицинского работника
Медицинский работник (фельдшер, медсестра) также участвует в контроле за организацией питания. Его обязанности включают
Участие родительского комитета
Родительский комитет может быть привлечен к контролю за питанием на добровольной основе.
Что такое индекс несъедаемости и как его учитывать
Индекс несъедаемости - это показатель, который помогает определить, насколько дети фактически потребляют приготовленные блюда. Он указывает, какая часть блюд остается недоеденной и подлежит утилизации.
Использование этого показателя позволяет корректировать меню, улучшать вкусовые качества блюд и учитывать реальные предпочтения детей без ущерба для норм и стандартов питания.
Как рассчитывается индекс несъедаемости?
Формула
ИН = (вес остатков пищи / вес порции) × 100 %
Где:
Порядок расчета
Значения индекса несъедаемости
Для каждого учреждения должны соблюдаться санитарные требования по временным интервалам:
- интервал между приемами пищи не должен превышать четырех часов ;
- при наличии трехразового питания завтрак должен быть не позднее двух часов с момента прихода ребенка;
- обед и полдник должны распределяться равномерно, с учетом дневного сна и образовательного процесса;
- для круглосуточных учреждений - интервал между ужином и завтраком не должен превышать 10 часов .
Требования к пребыванию детей в ОО
Руководитель должен учитывать, что
- питание предоставляется всем детям , находящимся в учреждении более 4 часов;
- для детей с особыми образовательными потребностями (ООП), а также детей, нуждающихся в диетическом питании, организация обеспечивает индивидуальный режим и состав питания , по назначению лечащего врача;
- кратность питания может быть увеличена для отдельных категорий воспитанников - это отражается в меню и документации.
Кто отвечает за питание и как распределяются обязанности
Организация питания - зона ответственности всей организации образования. Ознакомьтесь, кто должен быть задействован в обеспечении безопасного и качественного питания.
Руководитель организации
Руководитель ОО (директор, заведующая) несет персональную ответственность за организацию питания. В его обязанности входит
- обеспечение соответствия условий питания санитарным правилам и стандартам ;
- назначение ответственного лица за организацию питания;
- обеспечение наличия всей необходимой документации (журналов, меню-раскладок и др.);
- контроль за условиями хранения продуктов, соблюдением сроков годности и санитарного состояния пищеблока;
- принятие мер по устранению нарушений, если таковые выявлены;
- организация работы бракеражной комиссии по контролю качества поступающих продуктов и готовых блюд.
Назначение ответственного за питание
Назначьте ответственное лицо за организацию питания (например, заместителя директора, заведующего хозяйством или другое должностное лицо). Его функции:
- ежедневный контроль за процессом приготовления и раздачи блюд;
- контроль за соблюдением технологических карт, условий хранения, гигиены персонала ;
- ведение документации: журналы термической обработки, санитарного состояния, температурного режима и пр. ;
- взаимодействие с поставщиками, контроль сроков и качества продуктов.
Чтобы назначить ответственное лицо за организацию питания, издайте приказ. Готовый образец скачайте здесь.
Обязанности медицинского работника
Медицинский работник (фельдшер, медсестра) также участвует в контроле за организацией питания. Его обязанности включают
- контроль за прохождением медицинских осмотров работниками пищеблока;
- ведение журнала здоровья сотрудников;
- проверку соответствия рациона возрастным и физиологическим нормам ;
- ведение контроля за детьми, которым требуется индивидуальное питание (в том числе с ООП);
- участие в работе бракеражной комиссии : оформление журнала бракеража готовой продукции и сырья.
Участие родительского комитета
Родительский комитет может быть привлечен к контролю за питанием на добровольной основе.
- Он участвует в организации общественного контроля за качеством питания.
- Может быть включен в состав бракеражной комиссии.
- Имеет право знакомиться с меню, условиями хранения и санитарным состоянием пищеблока.
- Может участвовать в оценке индекса несъедаемости (на основании наблюдений и обратной связи от детей).
Что такое индекс несъедаемости и как его учитывать
Индекс несъедаемости - это показатель, который помогает определить, насколько дети фактически потребляют приготовленные блюда. Он указывает, какая часть блюд остается недоеденной и подлежит утилизации.
Использование этого показателя позволяет корректировать меню, улучшать вкусовые качества блюд и учитывать реальные предпочтения детей без ущерба для норм и стандартов питания.
Как рассчитывается индекс несъедаемости?
Формула
ИН = (вес остатков пищи / вес порции) × 100 %
Где:
- ИН - индекс несъедаемости;
- вес остатков пищи - вес недоеденного блюда после приема пищи;
- вес порции - изначально выданная порция согласно норме.
Порядок расчета
- После окончания приема пищи взвешиваются остатки пищи от детей.
- Вес остатков сравнивается с весом порции, указанной в меню-раскладке.
- Полученный процент сравнивается с допустимыми нормами (см. таблицу ниже).
Значения индекса несъедаемости
Внимание
Если индекс превышает допустимое значение, проведите меры по оценке выдаваемой пищи и коррекцию меню.
Кто контролирует?
Как часто проводится контроль?
Индекс несъедаемости - это не просто цифра. Он помогает сделать питание не только полезным, но и реально потребляемым детьми. Пренебрегать этим показателем нельзя: он показывает, насколько питание эффективно организовано и как можно улучшить процесс.
Как составить меню
Организация питания в организациях образования начинается с грамотного планирования меню. В соответствии с утвержденными стандартами каждое учреждение обязано разрабатывать и внедрять сбалансированное, безопасное и соответствующее возрастным потребностям питание.
Перспективное четырехнедельное сезонное меню
Что это такое?
Это меню, составляемое сразу на четыре недели с учетом сезонности продуктов - отдельно на зимне-весенний и летне-осенний периоды.
Цель: обеспечить разнообразное питание и соблюдение суточных норм по всем основным пищевым компонентам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества).
Что включить?
Меню должно быть одинаковым по составу и объему для всех детей одной возрастной группы, за исключением детей с ООП (по назначению врача).
Ежедневное меню и меню-раскладка
Ежедневное меню
Меню-раскладка
Нормы соли, сахара, витаминизация
Соль и сахар
Согласно действующему приказу, нормы содержания соли и сахара в питании детей в организациях образования строго регламентированы:
Соль
- Ответственный за питание – ведёт наблюдение, собирает данные и принимает меры по корректировке меню.
- Медицинский работник – оценивает соответствие питания нормам и следит за здоровьем детей.
- Бракеражная комиссия – проверяет качество готовых блюд и фиксирует замечания.
- Представители родительского комитета (при наличии согласия) – участвуют в контроле и обсуждении качества питания.
Как часто проводится контроль?
- Рекомендуется проводить не менее одного раза в неделю .
- При выявлении систематических отклонений контроль проводится чаще.
- В отчетность включается среднее значение за месяц .
Индекс несъедаемости - это не просто цифра. Он помогает сделать питание не только полезным, но и реально потребляемым детьми. Пренебрегать этим показателем нельзя: он показывает, насколько питание эффективно организовано и как можно улучшить процесс.
Как составить меню
Организация питания в организациях образования начинается с грамотного планирования меню. В соответствии с утвержденными стандартами каждое учреждение обязано разрабатывать и внедрять сбалансированное, безопасное и соответствующее возрастным потребностям питание.
Перспективное четырехнедельное сезонное меню
Что это такое?
Это меню, составляемое сразу на четыре недели с учетом сезонности продуктов - отдельно на зимне-весенний и летне-осенний периоды.
Цель: обеспечить разнообразное питание и соблюдение суточных норм по всем основным пищевым компонентам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества).
Что включить?
- Продукты и блюда, характерные для сезона.
- Меню согласуется с медработником и утверждается руководителем ОО.
- Меню вывешивается на информационном стенде в доступном для родителей месте.
Меню должно быть одинаковым по составу и объему для всех детей одной возрастной группы, за исключением детей с ООП (по назначению врача).
Ежедневное меню и меню-раскладка
Ежедневное меню
- Составляется на основании утвержденного четырехнедельного меню.
- Подписывается поваром, медработником и руководителем.
- Отражает фактически приготовленные блюда на день.
Меню-раскладка
- Содержит расчет количества сырья и выход готовых блюд.
- Составляется на основании нормативов и рецептур.
- Отражает фактический расход продуктов .
- Используется для контроля правильности приготовления и отпуска блюд.
Нормы соли, сахара, витаминизация
Соль и сахар
Согласно действующему приказу, нормы содержания соли и сахара в питании детей в организациях образования строго регламентированы:
Соль
- Используйте только йодированную соль .
- Суточные нормы соли:
- 2 г – для детей 2-3 лет
- 2,5 г – для детей 4-6 лет
- 3 г – для учащихся ...
Источник публикации: Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik