Новости
Госзакупщику

Как участвовать консорциуму в государственных закупках

Как участвовать консорциуму в государственных закупках

Участвовать в госзакупках могут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, также поставщиком может быть консорциум. Рассмотрим особенности участия консорциума в госзакупках, как ему начислить условные скидки и проверить соответствие их квалификационным требованиям.

Анна Боган

Юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ


Количество участников консорциума

Консорциум это временный добровольный равноправный союз, объединение действующий по договору о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач (п.1 ст. 233 ГКРК (далее – ГК РК),

По ГК РК. ограничений по количеству участников консорциального соглашения нет, но, на веб-портале госзакупок максимальное количество участников консорциума – 7, возможно такое количество участников связано с техническими возможностями веб-портала. На практике, в госзакупках, количество участников консорциума 3-4, в связи с чем, полагаю, техническое ограничение до 7 участников не критично.

Правила участия консорциума в госзакупках установлены главой 7 Правил осуществления государственных закупок(Правила ОГЗ).

Ответственность участников консорциума

Чтобы участвовать в госзакупках консорциумом, то кроме документов, подтверждающих соответствие участников консорциума квалификационным требованиям, предоставьте договор о совместной хозяйственной деятельности –консорциальное соглашение, заключенный между юридическими лицами, участниками консорциума.

Консорциальное соглашение заключите перед подачей заявки, в электронном виде на веб-портале государственных закупок по утвержденной форме (Приложение 17 к типовой КД). Обеспечение заявки для участия в конкурсе платит основной участник консорциума (п.4.4. Приложение 17 к КД).

В Консорциальном соглашении определите основного участника консорциума, который будет представлять интересы остальных участников по доверенности.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору о закупках, а также за предоставление недостоверной информации по квалификационным требованиям или документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение участники консорциума несут солидарную ответственность (п. 6.1 Прил.17 к КД, , п. 4 ст. 233 ГК РК). Пока полностью не исполните обязательство по договору госзакупок, солидарную ответственность несет каждый участник консорциума. Заказчик может требовать исполнения условий договора госзакупок от любого участника консорциума.

При солидарной обязанности должников кредитор может требовать исполнения от любого участника или всех должников, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору (п. 3 ст. 287 ГК РК).

Солидарная ответственность - это первая отличительная особенность консорциума, от привлечения субподрядчика, где все претензии заказчик предъявляет только поставщику, а не к субподрядчикам.
СИТУАЦИЯ

Можно ли участвовать консорциумом в закупках из одного источника ППЗД?

Участвовать в госзакупках консорциуму возможно только в конкурсе. В госзакупках из одного источника путем прямого заключения договора – невозможно.

Если в госзакупках участвуют временные объединения юридических лиц (консорциум), юридические лица, являющиеся участниками данного консорциума, помимо документов, установленных Правилами госзакупок, для подтверждения своих квалификационных требований, представляют следующие электронные копии документов либо электронные документы:

1) договор о совместной хозяйственной деятельности, заключенный между членами юридических лиц (консорциальное соглашение);

2) лицензии на право предоставления товара, выполнения работ, оказания услуг в части деятельности, предусмотренной договором о совместной хозяйственной деятельности (п. 82 Правила ОГЗ).

Внимание! Консорциальное соглашение можно заключить на веб-портале госзакупок только по форме Приложения 17 к конкурсной документации. К консорциальному соглашению участники должны представить доверенности от остальных участников консорциума в форме приложения к соглашению.
Квалификационные требования у участникам консорциума

Все участники консорциума должны соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 9 Закона РК «О государственных закупках» (Закон ОГЗ), а также не иметь ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона ОГЗ.

В пп. 1 – 3 п. 1 ст. 9 Закона ОГЗ, к потенциальным поставщикам предъявляются следующие квалификационные требования:

1) юрлица должны обладать правоспособностью , физлица – гражданской дееспособностью;

2) являться финансово устойчивым, не иметь налоговой задолженности превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации.

Если одному из вышеуказанных требований не соответствует хотя бы один из участников консорциума, то заявку консорциум подать не сможет или заявка будет отклонена в зависимости от того, в чем именно заключается несоответствие.

В консорциуме проверяют каждого участника госзакупки. При участии потенциального поставщика с субподрядчиком, субподрядчика не проверяют на соответствие квалификационному требованию по финансовой устойчивости.

Финансовую устойчивость по данным органов государственных доходов участников консорциума не суммируют, а проверяют отдельно.

Консорциум соответствует квалификационным требованиям если один или несколько участников консорциума соответствуют требованиям по материальным и трудовым ресурсам, а также обладают правоспособностью на осуществление отдельных видов деятельности, по которым должно быть разрешение, в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях(п. 84 Правил ОГЗ).

Правоспособность основного участника консорциума должна соответствовать предмету проводимых госзакупок. То есть лицензия по предмету закупки должна быть именно у основного участника. Если распределяемый объем работ между участников лицензируемый, то у участников консорциума должна быть соответствующая лицензия на те виды работ, которые они будут выполнять в рамках заключенного договора. Что касается материальных и трудовых ресурсов, то они могут быть как у одного, так и у нескольких участников консорциума, главное, чтоб в совокупности были подтверждены все необходимые материальные и трудовые ресурсы в полном объеме.

Консорциум соответствует квалификационному требованию по наличию опыта работы, если основной участник соответствует этому требованию (п. 85 Правил ОГЗ). Опыт остальных участников консорциума не суммируется и в расчет не берется. При привлечении субподрядчика опыт работы комиссия рассчитывает только опыт потенциального поставщика, не субподрядчика.

Расчет условных скидок при участии консорциума

При участии в конкурсе консорциума, расчет критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение применяйте только в отношении основного участника консорциума, определенного консорциальным соглашением.

В отношении консорциума применяете те же условные скидки, что и в отношении потенциальных поставщиков юридических лиц и ИП – за показатель уплаченных налогов и за опыт работы потенциального поставщика.

Условные скидки участников консорциума не суммируйте, а рассчитываете только исходя из размера ПУН и документов, которые подтверждают опыт работы только основного участника.

Договор госзакупок

Если победителем конкурса станет консорциум, то договор заключаете с основным участником консорциума. Консорциальное соглашение между его участниками действует до полного исполнения обязательств по Договору о государственных закупках (п. 8.3 Приложение 17 к КД).

В соответствии с п. 4.4. Типового консорциального соглашения,

Обеспечение исполнения Договора о закупках и сумму антидемпинга вносит основной участник консорциума (п.4.4. Приложение 17 к КД).

Отличие консорциума от субподряда

Отличий и преимуществ участия консорциумом от участия потенциального поставщика с субподрядчиками отличий мало. Их разницу посмотрите в таблице.
Если общий объем работ между участниками происходит в пропорции больше, чем ½ от общего объема работ, то участвуйте консорциумом. Если рассчитываете передать 1/2 объема работ участникам, то подайте заявку самостоятельно и привлеките субподрядчика без консорциума.
СИТУАЦИЯ

Потенциальный поставщик в открытом конкурсе прикрепил договор консорциума, но не поставил галочку «консорциум», отклонить такую заявку?

В открытом конкурсе или конкурсе с предварительным квалификационным отбором с видом предмета закупки «Работа» потенциальный поставщик при подаче заявки проставил признак «Являюсь консорциумом», то он обязательно должен заполнить раздел «Консорциальное соглашение» хотя бы для одного лота.

Для формирования консорциального соглашения необходимо в списке документов нажать на ссылку Консорциальное соглашение.

Внимание! Консорциальное соглашение формируется по каждому лоту отдельно.

Основному участнику необходимо выбрать сотрудника с ролью "Руководитель". Только выбранный руководитель в последующем сможет подписать консорциальное соглашение. Заполнить обязательные поля: "Телефон", "Устав, свидетельство, добавить вклад участника и сохранить данные.

Учитывая вышеизложенное, необходимо понять для каких целей был создан консорциум.

Если консорциальное соглашение не подписано сторонами консорциума, то по факту консорциум не создан для закупки.

Соответственно заявку может подать только одно лицо – потенциальный поставщик.

Проверьте на соответствие квалификационным требованиям лицо которое подало заявку.

Заявку потенциального поставщика не допускаете к участию в конкурсе, если:

1) он или его субподрядчик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям по следующим основаниям:

отсутствие разрешений (уведомлений), полученных (направленных) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, сведения о которых подтверждаются в информационных системах государственных органов. В случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную копию соответствующего разрешения (уведомления), полученного (направленного) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях;

непредставление электронных копий либо в виде электронного документа патентов, свидетельств, сертификатов, других документов, подтверждающих право потенциального поставщика на производство, переработку, поставку и реализацию закупаемых товаров, выполнение работ, оказание услуг;

наличие налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в размере, превышающем шестикратный месячный расчетный показатель, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, определяемые веб-порталом автоматически на основании сведений органов государственных доходов;

непредставление, а равно представление неполных сведений о квалификации согласно приложениям 8, 9, 10 и 11 к конкурсной документации;

несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, наличие которых установлено в конкурсной документации;

несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору, указанным в конкурсной документации;

установлен факт представления недостоверной информации по квалификационным требованиям. При этом такой факт в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона может быть установлен уполномоченным органом либо органами государственного аудита и финансового контроля, в том числе на основе сведений и документов, представленных заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, на любой стадии осуществления государственных закупок;

подлежит процедуре банкротства либо ликвидации;

2) если заявка не соответствует требованиям конкурсной документации по следующим основаниям:

непредставление технической спецификации;

представление потенциальным поставщиком технической спецификации, не соответствующей требованиям конкурсной документации, а равно непредставление документов, требуемых технической спецификацией;

непредставление сведений о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг), являющихся предметом закупок на конкурсе, а также виды работ и услуг, передаваемым потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям), согласно приложению 19 к конкурсной документации (в случае привлечения потенциальным поставщиком субподрядчиков (соисполнителей);

передача потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) на субподряд (соисполнение) в совокупности более одной второй объема работ (стоимости строительства), услуг в случае представления сведений о субподрядчиках;

непредставление обеспечения заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации и настоящих Правил;

установлен факт представления недостоверных сведений по документам, представленным в конкурсной заявке. При этом такой факт в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона может быть установлен уполномоченным органом либо органами государственного аудита и финансового контроля, в том числе на основе сведений и документов, представленных заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, на любой стадии осуществления государственных закупок;

3) имеет ограничения, связанные с участием в государственных закупках, предусмотренные в статье 6 Закона. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5), 6) и 8) пункта 1 статьи 6 Закона, заявка на участие в конкурсе потенциального поставщика подлежит автоматическому отклонению веб-порталом. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 7), 9), 10) и 11) пункта 1 статьи 6 Закона, конкурсная комиссия рассматривает информацию на интернет-ресурсах соответствующих уполномоченных органов (п. 238 Правила ОГЗ).

Если в конкурсе участвует консорциум, то юрлица – участники данного консорциума, помимо документов подтверждающих квалификационные требования, представляют электронные копии документов либо электронные документы:

1) договор о совместной хозяйственной деятельности, заключенный между членами юридических лиц (консорциальное соглашение);

2) лицензии на право предоставления товара, выполнения работ, оказания услуг в части деятельности, предусмотренной договором о совместной хозяйственной деятельности.

В случае участия консорциума в конкурсе расчет критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, применяется в отношении основного участника консорциума, определенного консорциальным соглашением.

При этом договор заключается с участником консорциума, в отношении которого применены критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение.