Новости
Госзакупщику

Как обжаловать госзакупки

Как обжаловать госзакупки

Жалобу на итоги конкурса, аукциона рассматривает организатор закупки. На обжалование итогов у поставщика 3 рабочих дня. Организатор жалобу рассматривает 3 рабочих дня.

Куралай Нургазинова

юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по госзакупкам


Потенциальный поставщик

Кто подает жалобу

Жалобу по итогам закупок подает участник закупки. Если готовы доказать неверные действия или бездействие решений заказчика, организатора, единого организатора госзакупок, комиссий, эксперта, единого оператора, которые нарушают ваши права и законные интересы, то через веб-портал подайте жалобу. Срок – 3 рабочих дня со дня размещения протокола об итогах.

В Законе о госзакупках не прописаны причины, по которым участник госзакупок подает жалобу.

Распространенные случаи жалоб поставщиков в госзакупках:

  • заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки, когда такие требования законом не установлены;
  • комиссия неправомерно отклонила заявку поставщика;
  • заказчик ограничил количество участников, указав конкретную марку/модель товара в документации;
  • заказчик не применил типовой договор либо дополнил проект договора своими условиями;
  • организатор нарушил срок рассмотрения заявок или не вовремя подвел итоги закупок;
  • организатор допустил к участию заявку поставщика, которая не соответствует требованиям документации;
  • заказчик направил победителю проект договора с опозданием;
  • заказчик направил измененный проект договора, в том числе приложения к договору.

Как участнику конкурса подать жалобу

Жалобу можете подать в электронном виде через веб-портал государственных закупок. Для этого на портале у вас должна быть роль «Поставщик» по тем лотам, на которые вы подали заявку. Кнопка отображается в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем публикации протокола итогов. При этом система не запрещает подать жалобу в день публикации протокола итогов. В объявлении в меню «Доступные действия» нажмите на кнопку «Подать жалобу».

В открывшейся форме «Выбор лотов» система отобразит только те лоты, в которых вы участвовали. Выберите лоты, итоги которых нужно обжаловать, и нажмите на кнопку «Добавить выбранные». Инструкция есть на портале госзакупок.

Можете подать одну жалобу на несколько лотов либо по отдельности на каждый лот.

Удалить лот, по которому не будете отправлять жалобу, можете посредством кнопки «Удалить отмеченный лот», затем нажмите на кнопку «Далее». Жалоба сохранится со статусом «Проект». Если есть необходимость прикрепить документы, нажмите на кнопку «Прикрепить файл». Вложить можно максимум 5 файлов, и объем каждого прикрепляемого вложения не должен превышать 10 Мб. Сохраните вложенные файлы. После подачи вами жалобы система изменит статус жалобы с «Проект» на «Подана». Веб-портал автоматически приостановит заключение договора по состоявшейся закупке или отправку приглашения из одного источника или создание повторной закупки, если закупка по лоту не состоялась. Свою жалобу можете просмотреть в реестре жалоб на портале.

Что должно быть в жалобе поставщика

В жалобе укажите:

наименование, адрес юридического лица, действия или бездействие, решения которого обжалуются;

1) наименование, адрес лица, подающего жалобу;
2) сведения о госзакупках, в рамках которых обнаружили нарушения законодательства РК о госзакупках;
3) действия, бездействие, решения заказчика, организатора госзакупок, единого организатора госзакупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, которые обжалуете;
4) приложите доказывающие документы.

Подпишите жалобу. Если жалобу подает представитель поставщика, то следует приложить доверенность.
Внимание

Жалобы по закупкам 2024 года рассматривают по правилам, действующим в 2025 году

Жалобы, по которым срок приема начался в 2024 году и заканчивается в 2025 году, подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные главой 19 Правил ОГЗ (п. 600 Правил ОГЗ).
Жалобу подавайте не позднее 3 рабочих дней со дня размещения протокола об итогах (п. 588 Правил ОГЗ).

Период рассмотрения жалобы – 3 рабочих дня после дня истечения срока подачи жалобы (п. 592 Правил ОГЗ).
Внимание

Обжалование конкурса с использованием рейтингово-балльной системы

Итоги конкурса с использованием рейтингово-балльной системы не обжалуют (п. 297 Правил ОГЗ).
Когда жалобу не рассмотрят

Организатор/заказчик не рассмотрит вашу жалобу, если:

  • поставщик не успел в трехдневный срок (п. 599 Правил ОГЗ);
  • жалоба не соответствует вышеуказанным требованиям (п. 596 Правил ОГЗ);
  • жалоба не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание.

Что должно быть в жалобе, чтобы ее рассмотрели

Жалобу возвращаете подавшему ее лицу без рассмотрения в течение двух рабочих дней со дня поступления в случае, если она не соответствует требованиям, установленным в пункте 596 Правил ОГЗ (п. 598 Правил ОГЗ);

По требованиям, установленным в пункте 596 Правил ОГЗ, в жалобе потенциальный поставщик должен указать:

1) наименование, место нахождения юридического лица, эксперта, действия (бездействие), решения которого обжалуются;
2) наименование, местонахождение лица, подавшего жалобу;
3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
4) указание на конкретные факты нарушений законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, при необходимости с приложением подтверждающих документов;
5) обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора, единого организатора, комиссий, эксперта, единого оператора.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.

Подавая жалобу, соблюдайте правила

Правило 1. Четко формулируйте доводы жалобы. Укажите несколько доводов и обоснуйте их ссылками на нормативные документы. В заключение укажите просьбу об отмене результатов закупки и необходимости рассмотрения указанных доводов.

Правило 2. Соберите документы, которые касаются жалобы по этой закупке. Если что-то упустите, то это в дальнейшем может негативно отразиться на результате разбирательства.

Удовлетворение жалобы. Если организатор согласен с вами, то пересмотрит итоги в течение 2 рабочих дней после принятия решения об удовлетворении жалобы (п. 594 Правил ОГЗ).

Отказ в удовлетворении жалобы. Если организатор не согласен с вами, то разместит решение об отказе в удовлетворении жалобы на веб-портале с подробным описанием причин отказа в течение 3 рабочих дней после дня истечения срока для подачи жалобы,(п. 595 Правил ОГЗ). Если вы не согласны с решением организатора по итогам обжалования, то обратитесь в административный суд в соответствии с законодательством РК.

Заключение договора приостанавливают до окончания срока рассмотрения жалобы (п. 588 Правил ОГЗ).

Организатор госзакупки

Обжалование протокола итогов конкурса
Жалобу на итоги закупок способом конкурса, аукциона рассматривает тот, кто принимал протокол об итогах госзакупок: заказчик, организатор или единый организатор.

Алгоритм действий по рассмотрению жалобы

1. Назначьте ответственного по рассмотрению жалоб

На веб-портале госзакупок назначьте сотрудника с ролью «Администратор организации». Он редактирует полномочия зарегистрированным сотрудникам организации и назначит роли «Менеджер по жалобам», «Исполнитель по жалобам», «Контролирующий по жалобам».
«Контролирующим по жалобам» назначьте первого руководителя заказчика, организатора, единого организатора либо лицо, исполняющее его обязанности. Решение по результатам рассмотрения жалоб принимает и подписывает он (п. 592 Правил ОГЗ).

Ответственными за рассмотрение жалоб в пределах заявленных требований или доводов могут быть: структурное подразделение либо должностное лицо заказчика, организатора, единого организатора.

2. Рассмотрите жалобу на веб-портале

Жалобу рассматривают на портале назначенные лица следующим образом:

  • Менеджер по жалобам – направляет жалобу на исполнение.
  • Для этого через кабинет «Рассмотрение жалоб» - «Отписка жалоб на рассмотрение» направляет «Исполнителю по жалобам». Один исполнитель в одном объявлении.
  • Исполнитель по жалобам – рассматривает жалобу и готовит решение.
  • Для рассмотрения жалобы через кабинет «Рассмотрение жалоб» -> «Жалобы»-> «Жалобы на рассмотрении» нажмите на номер жалобы. Система отобразит форму «Просмотр жалобы № ___ по объявлению № ___».
  • Подготовьте решение и прикрепите файл во вкладке «Результаты рассмотрения жалобы». Далее система отобразит решение по жалобе: «Рассмотрена - удовлетворена полностью/ Рассмотрена - удовлетворена частично/ Рассмотрена - отказано». Сохраните. Выберите согласующего – «Менеджера по жалобам» и отправьте на согласование. После его согласования жалоба перейдет утверждающему решение по жалобе с ролью «Контролирующий по жалобам».
  • Контролирующий по жалобам – утверждает итоговое решение.
  • Для утверждения решения необходимо перейти в кабинет "Рассмотрение жалоб" - «Жалобы» - «Решения по жалобам на утверждении». Далее при нажатии на номер жалобы система в новой вкладке отобразит форму «Просмотр жалобы № ... по объявлению № ...», затем перейти во вкладку «Результаты рассмотрения жалобы».
  • Подпишите решение ЭЦП, нажмите кнопку «Утвердить». Далее система сменит статус решения по жалобе с «На утверждении» на «Утверждено».

3. Отправьте решение по жалобе поставщику

После того как «Контролирующий по жалобам» утвердит решение, «Исполнитель по жалобам» отправляет его поставщику. Система отобразит функцию «Отправить поставщику».

Срок рассмотрения жалоб

Рассмотрите жалобу в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока подачи ...

Источник публикации: Актион МЦФЭР

Источник изображения: Freepik