Новости
Госзакупщику

Как поставщику избежать сомнительных сделок в госзакупках

Как поставщику избежать сомнительных сделок в госзакупках

Наталья Романова

Специалист-практик по госзакупкам, закупкам фонда Самрук-Қазына,

закупкам недропользователей, квазигосударственного сектора


Несмотря на то что госзакупки регулирует государство, нечестные лица пытаются в госзакупках применять мошеннические схемы. Инициаторами нередко выступают сами работники заказчиков. В итоге поставщики несут убытки, становятся участниками судебных разбирательств, попадают в РНУ и т. д.

Не договаривайтесь с заказчиком «на словах»

  1. Если заказчик пытается с вами договориться закупить у вас без договора – «в долг», не соглашайтесь. Например, вначале берут у поставщиков хозяйственные, строительные товары, а потом ищут возможность, как закрыть задолженность. Если в 2021 году у заказчиков была возможность воспользоваться подпунктом 42 пункта 3 статьи 39 Закона о госзакупках, то в 2022 году с введением пункта 1 статьи 41 Закона РК ОГЗ органы госаудита следят за одним источником. Без подтверждения заказчиком «исключительный случай» отменяют закупку товаров, работ или услуг из одного источника. Поэтому заказчик не сможет заключить с вами договор на уже поставленный товар, оказанную услугу или выполненную работу и вы останетесь ни с чем. И суд ваш иск без договора не примет.

Опасность для поставщика: отсутствие договора на поставку товаров, выполнению работ, оказанию услуг. В этом случае получить оплату от заказчика невозможно. Поставщику придется обращаться в суд для защиты своих интересов, а это опять потерянное время, нервы, деньги.

Не идите на сделку против себя
Рассмотрим случай с поставщиком, который договорился с заказчиком не в свою пользу.
СИТУАЦИЯ
Сомнительный договор с заказчиком

Наша компания выиграла открытый конкурс прошлом году на сумму 10 236 000 тенге, но Заказчик уменьшил договор на сумму 7 000 000 тенге и пообещал на разницу заключить допсоглашение. Договор мы выполнили на всю сумму, выигранную в конкурсе. Заказчик не заключил допсоглашение на разницу 3 236 000 тенге. Платить остающуюся сумму разницы не собирается, ссылаясь на сумму договора в 7 000 000 тенге. Как нам получить остаток суммы и наказать Заказчика?

Заказчик заключает договор с победителем конкурса на условиях, указанных в Протоколе об итогах. Заказчик не имеет права и не может самостоятельно уменьшить сумму договора с победителем в одностороннем порядке. Такая сделка возможна только с согласия обеих сторон.

Внести изменения в проект договора о госзакупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается при соблюдении следующих взаимосвязанных условий:

1) внесение изменений в проект договора о государственных закупках инициировано одной из сторон не позднее пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона);
2) внесение изменения допускается в части уменьшения суммы проекта договора о государственных закупках;
3) решение о внесении изменения в части уменьшения суммы проекта договора о государственных закупках принято по взаимному согласию сторон;

Не допускается внесение изменения в проект договора о государственных закупках без соблюдения условий, предусмотренных настоящим пунктом.

Исходя из вышеуказанных норм законодательства (п. 1 ст. 45 Закона РК ОГЗ)

Если договор заключили на сумму меньше, чем указано в протоколе итогов конкурса, значит, на эту сумму было ваше согласие. Так как вы подписали договор на сумму 7 млн тенге, значит, вы приняли на себя обязательство исполнить договор на эту сумму. Претензию заказчику не выставили, от договора с такими условиями не отказались. Так как прошлогодний договор не многолетний, то действие его истекло 31 декабря прошлого года. Соответственно, у заказчика нет возможности заключить к нему допсоглашение. Также по нормам пункта 3 ст. 386 ГК РК, если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору. Исходя из этого, у Заказчика нет обязательств по оплате разницы между суммой заключенного договора и суммой, указанной в протоколе об итогах.

Рекомендую Вам в суде доказывать, что Заказчиком были нарушены требования пп. 3 п. 1 ст. 45 Закона и сумма была уменьшена без вашего согласия, а также, что обязательства фактически исполнены вами на всю сумму, а не только на 7 млн.

Ответственности заказчика решит суд исходя из всех обстоятельств дела с учетом наличия в действиях заказчика нарушений законодательства. Претензии в этой части вам нужно было заявлять при согласовании и подписании договора, т.к., подписав договор, вы согласились с его условиями.
Предложение заказчика купить поставленный товар

Есть и такие случаи. Например, ТОО «С» выиграло госзакупку по поставке полотенец бумажных в дошкольное учреждение. Поставщик поставил товар. Заказчик принял товар, подписал акт на портале, договор исполнил. Затем заказчик предлагает поставщику купить этот же товар за наличный расчет по намного заниженной цене, указанной в договоре.

Поставщик решил воспользоваться дважды продать один и тот же товар, а заказчик, списав товар, получить деньги. И таких случаев немало, несмотря на то что участники таких махинаций получили реальные сроки по уголовным делам.

Опасность для поставщика: у проверяющих возникнут вопросы по налогообложению и проблемы при выявлении мошеннических схем.

Предложение исполнить договор фиктивно

Схема набирает обороты в последнее время. Например, ТОО «О» выигрывает закупку на небольшую сумму – поставку салфеток гигиенических на сумму 35 000 тенге. Договор заключен. Через пару дней к поставщику звонит неизвестный, как «представитель заказчика», и говорит, что товар ему не нужен. Чтобы договор не расторгать, предлагает Поставщику перечислить на карту физического лица 25 000 тенге, сразу выставить акт на портале на полную сумму договора. Обещает подписать акт сразу же, исполнить договор и отправить в ближайшее время деньги на счет ТОО «Омега» в сумме 35 000 тенге. То есть поставщику остается 10 000 тенге от сделки.

В случае согласия поставщика с такой схемой может не только потерять неизвестно кому перечисленные 25 000 тенге, но будет обязан поставить товар заказчику по заключенному договору в сумме 35 000 тенге.

Заказчик все условия должен прописать при согласовании договора, а не по звонку. Выгода для лица: якобы от заказчика получить легкие деньги.

Опасность для поставщика: потерять сумму, в несколько раз большую, чем сама сумма закупки и не найти ложного представителя заказчика.

Замена предмета закупки

Заказчик предлагает заменить предмет закупки. Например, заказчик предлагает привезти вместо огнетушителей, что были объявлены, скоросшиватели. Или вместо заправки картриджа сделать ремонт компьютера. Мотивируя тем, что перепутал, не то, что объявил. В результате поставщику решает, пойти на уступки заказчику или поставить товар так, как написано в заключенном договоре.

Например, ТОО «М» выиграло закупку – услуги по перезарядке огнетушителей в количестве 20 штук. Поставщик приехал, чтобы забрать огнетушители на перезарядку, и узнал у заказчика, что нужно перезарядить только 5 штук огнетушителей. Вместо остальных огнетушителей сделать огнезащитную обработку деревянных конструкций в архиве заказчика. Заказчик может закрыть свои проблемы по расходам. Но поставщик обязан исполнить договор в строгом соответствии с технической спецификацией, иначе при инвентаризации или проверке контролирующих органов возникнут расхождения.

Опасность для поставщика: дополнительные расходы, проблемы при приемке товаров, работ, услуг в случае, если поставщик не докажет, что договор исполнен в полном объеме согласно технической спецификации.

Обналичивание денег, вместо исполнения договора

Пример. ТОО «У» выиграло закупку на поставку мыла антибактериального в количестве 200 шт., но при поставке заказчик принял 50 шт., а остальное предложил отдать наличными деньгами. Заказчик получает деньги.

Опасность для поставщика: Проблемы при принятии товара, нарушение госзакупок, коррупционное правонарушение.

Антикоррупционная служба планирует вынести на обсуждение предложения, среди которых:
- введение уголовной ответственности за требование/обещание/предложение взятки;
- усиление ответственности бизнеса за коррупцию;
- увеличение срока давности за коррупционные административные правонарушения.