Новости
Бухгалтеру

Как вести налоговый учет на территории СЭЗ в 2024 году

Как вести налоговый учет на территории СЭЗ в 2024 году

В новой редакции расскажем об особенностях налогообложения на территории специальных экономических и индустриальных зон

Светлана Осмехина

профессиональный бухгалтер РК, САР


Порядок создания, функционирования и упразднения СЭЗ

Порядок создания, функционирования и упразднения СЭЗ регулирует Закон РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее Закон).

Согласно пп. 2-4 ст. 1 Закона:

  • СЭЗ - часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим СЭЗ для осуществления деятельности;
  • управляющая компания СЭЗ - юрлица, создаваемое или определяемое в соответствии с Законом «О специальных экономических и индустриальных зонах» и Законом «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» для обеспечения функционирования СЭЗ;
  • участник СЭЗ - юрлица (ИП), осуществляющее на территории СЭЗ приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников СЭЗ.

Индустриальная зона - территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством РК;

Управляющая компания индустриальной зоны - юрлица, создаваемое для обеспечения функционирования индустриальной зоны;

Участник индустриальной зоны - юрлица (ИП) осуществляющие размещение и эксплуатацию объектов предпринимательской деятельности на территории индустриальной зоны в порядке, установленном законодательством РК, с которыми управляющей компанией индустриальной зоны заключен договор об осуществлении деятельности (пп. 9-11) ст. 1 Закона).

Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ

В 2024 году, в соответствии с Приказом Министра промышленности и строительства РК от 22 февраля 2024 года № 72

«Об утверждении Правил ведения перечня приоритетных видов деятельности, осуществляемых на территории СЭЗ и Перечня приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ» действуют 14 СЭЗ (приложение 2):

  1. СЭЗ «Астана-новый город»;
  2. СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»;
  3. СЭЗ «Морпорт Актау»;
  4. СЭЗ «Парк инновационных технологий»;
  5. СЭЗ «Оңтүстік»;
  6. СЭЗ «Сарыарқа»;
  7. СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота»;
  8. СЭЗ «Павлодар»;
  9. СЭЗ «Jibek Joly»
  10. СЭЗ «Астана-Технополис»;
  11. СЭЗ «TURAN»;
  12. СЭЗ «Qyzyljar»;
  13. СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»
  14. СЭЗ «Alatau»

Условия для организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ

Вопросы налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, регулирует глава 79 раздела 21 НК РК (ст. 708, 709, 710).

п. 1-3 ст. 708 НК РК утверждены условия признания ИП или юрлица осуществляющего деятельность на территории СЭЗ.

Например, организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, признается юрлицо, соответствующее одновременно следующим условиям:

  1. является участником СЭЗ в соответствии с законодательством РК о специальных экономических и индустриальных зонах;
  2. зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;
  3. при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юрлица не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;
  4. осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.

Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования (приказ Министра промышленности и строительства РК от 22 февраля 2024 года № 72), (п. 2-3 ст. 708 НК РК).

В число организаций и ИП, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, не относятся:

  1. недропользователи;
  2. организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) моторных транспортных средств, предусмотренных (пп.6) ст. 462 НК РК);
  3. организации и ИП, применяющие СНР;
  4. организации, применяющие инвестиционные налоговые преференции, - по незавершенным контрактам, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 года;
  5. организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект или инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством РК об инвестициях;
  6. организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

При этом в отношении СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, к заявителям также не относятся иностранные физлица и юрлица.

КПН/ИПН на территории СЭЗ

Юрлица, осуществляющее деятельность на территории СЭЗ, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного КПН на 100 % по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности, если иное не предусмотрено (п. 4 ст. 709 НК РК).

Данное положение не применяется по доходам от реализации следующих объектов строительства, за исключением случаев, когда такая реализация входит в перечень приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС (СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»):

  • больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;
  • инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией.

Порядок определения дохода от объектов интеллектуальной собственности и оказания услуг в сфере информатизации, к которому применяется уменьшение суммы исчисленного КПН на 100 %, определяется уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации.

Правила определения дохода от объектов интеллектуальной собственности и оказания услуг в сфере информатизации, к которому применяется льгота по уменьшению на 100 % суммы исчисленного КПН, утверждены Приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 15 декабря 2022 года № 1287 и введены в действие с 1 января 2023 года.
Внимание

Юрлица, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ обязаны уплачивать авансовые платежи по КПН и представлять в налоговый орган по месту нахождения расчеты суммы авансовых платежей по КПН (формы 101.01 и 101.02).
ИП, осуществляющий деятельность на территории СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, при определении суммы ИПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного ИПН на 100% (п. 5 ст. 709 НК РК). Данное положение распространяется только на ИП, осуществляющих деятельность в общеустановленном порядке.

Доходы юрлица и ИП, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению КПН или ИПН в общеустановленном порядке (с п. 7 ст. 709 НК РК).

Организация, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ, не вправе применять другие положения НК РК, предусматривающие уменьшение КПН, исчисленного в соответствии со ст. 302 НК РК, на 100 % (п. 8 ст. 709 НК РК)...

Источник публикации: Актион МЦФЭР

Источник изображения: Freepik