Как вести налоговый учет на территории СЭЗ в 2024 году
В новой редакции расскажем об особенностях налогообложения на территории специальных экономических и индустриальных зон
Порядок создания, функционирования и упразднения СЭЗ
Порядок создания, функционирования и упразднения СЭЗ регулирует Закон РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее Закон).
Согласно пп. 2-4 ст. 1 Закона:
Индустриальная зона - территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством РК;
Управляющая компания индустриальной зоны - юрлица, создаваемое для обеспечения функционирования индустриальной зоны;
Участник индустриальной зоны - юрлица (ИП) осуществляющие размещение и эксплуатацию объектов предпринимательской деятельности на территории индустриальной зоны в порядке, установленном законодательством РК, с которыми управляющей компанией индустриальной зоны заключен договор об осуществлении деятельности (пп. 9-11) ст. 1 Закона).
Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ
В 2024 году, в соответствии с Приказом Министра промышленности и строительства РК от 22 февраля 2024 года № 72
«Об утверждении Правил ведения перечня приоритетных видов деятельности, осуществляемых на территории СЭЗ и Перечня приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ» действуют 14 СЭЗ (приложение 2):
Условия для организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ
Вопросы налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, регулирует глава 79 раздела 21 НК РК (ст. 708, 709, 710).
п. 1-3 ст. 708 НК РК утверждены условия признания ИП или юрлица осуществляющего деятельность на территории СЭЗ.
Например, организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, признается юрлицо, соответствующее одновременно следующим условиям:
Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования (приказ Министра промышленности и строительства РК от 22 февраля 2024 года № 72), (п. 2-3 ст. 708 НК РК).
В число организаций и ИП, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, не относятся:
При этом в отношении СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, к заявителям также не относятся иностранные физлица и юрлица.
КПН/ИПН на территории СЭЗ
Юрлица, осуществляющее деятельность на территории СЭЗ, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного КПН на 100 % по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности, если иное не предусмотрено (п. 4 ст. 709 НК РК).
Данное положение не применяется по доходам от реализации следующих объектов строительства, за исключением случаев, когда такая реализация входит в перечень приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС (СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»):
Порядок определения дохода от объектов интеллектуальной собственности и оказания услуг в сфере информатизации, к которому применяется уменьшение суммы исчисленного КПН на 100 %, определяется уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации.
Правила определения дохода от объектов интеллектуальной собственности и оказания услуг в сфере информатизации, к которому применяется льгота по уменьшению на 100 % суммы исчисленного КПН, утверждены Приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 15 декабря 2022 года № 1287 и введены в действие с 1 января 2023 года.
Светлана Осмехина
профессиональный бухгалтер РК, САР
Порядок создания, функционирования и упразднения СЭЗ
Порядок создания, функционирования и упразднения СЭЗ регулирует Закон РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее Закон).
Согласно пп. 2-4 ст. 1 Закона:
- СЭЗ - часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим СЭЗ для осуществления деятельности;
- управляющая компания СЭЗ - юрлица, создаваемое или определяемое в соответствии с Законом «О специальных экономических и индустриальных зонах» и Законом «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» для обеспечения функционирования СЭЗ;
- участник СЭЗ - юрлица (ИП), осуществляющее на территории СЭЗ приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников СЭЗ.
Индустриальная зона - территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством РК;
Управляющая компания индустриальной зоны - юрлица, создаваемое для обеспечения функционирования индустриальной зоны;
Участник индустриальной зоны - юрлица (ИП) осуществляющие размещение и эксплуатацию объектов предпринимательской деятельности на территории индустриальной зоны в порядке, установленном законодательством РК, с которыми управляющей компанией индустриальной зоны заключен договор об осуществлении деятельности (пп. 9-11) ст. 1 Закона).
Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ
В 2024 году, в соответствии с Приказом Министра промышленности и строительства РК от 22 февраля 2024 года № 72
«Об утверждении Правил ведения перечня приоритетных видов деятельности, осуществляемых на территории СЭЗ и Перечня приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ» действуют 14 СЭЗ (приложение 2):
- СЭЗ «Астана-новый город»;
- СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»;
- СЭЗ «Морпорт Актау»;
- СЭЗ «Парк инновационных технологий»;
- СЭЗ «Оңтүстік»;
- СЭЗ «Сарыарқа»;
- СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота»;
- СЭЗ «Павлодар»;
- СЭЗ «Jibek Joly»
- СЭЗ «Астана-Технополис»;
- СЭЗ «TURAN»;
- СЭЗ «Qyzyljar»;
- СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»
- СЭЗ «Alatau»
Условия для организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ
Вопросы налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, регулирует глава 79 раздела 21 НК РК (ст. 708, 709, 710).
п. 1-3 ст. 708 НК РК утверждены условия признания ИП или юрлица осуществляющего деятельность на территории СЭЗ.
Например, организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, признается юрлицо, соответствующее одновременно следующим условиям:
- является участником СЭЗ в соответствии с законодательством РК о специальных экономических и индустриальных зонах;
- зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;
- при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юрлица не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;
- осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.
Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования (приказ Министра промышленности и строительства РК от 22 февраля 2024 года № 72), (п. 2-3 ст. 708 НК РК).
В число организаций и ИП, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, не относятся:
- недропользователи;
- организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) моторных транспортных средств, предусмотренных (пп.6) ст. 462 НК РК);
- организации и ИП, применяющие СНР;
- организации, применяющие инвестиционные налоговые преференции, - по незавершенным контрактам, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 года;
- организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект или инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством РК об инвестициях;
- организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
При этом в отношении СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, к заявителям также не относятся иностранные физлица и юрлица.
КПН/ИПН на территории СЭЗ
Юрлица, осуществляющее деятельность на территории СЭЗ, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного КПН на 100 % по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности, если иное не предусмотрено (п. 4 ст. 709 НК РК).
Данное положение не применяется по доходам от реализации следующих объектов строительства, за исключением случаев, когда такая реализация входит в перечень приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС (СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»):
- больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;
- инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией.
Порядок определения дохода от объектов интеллектуальной собственности и оказания услуг в сфере информатизации, к которому применяется уменьшение суммы исчисленного КПН на 100 %, определяется уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации.
Правила определения дохода от объектов интеллектуальной собственности и оказания услуг в сфере информатизации, к которому применяется льгота по уменьшению на 100 % суммы исчисленного КПН, утверждены Приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 15 декабря 2022 года № 1287 и введены в действие с 1 января 2023 года.
Внимание
Юрлица, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ обязаны уплачивать авансовые платежи по КПН и представлять в налоговый орган по месту нахождения расчеты суммы авансовых платежей по КПН (формы 101.01 и 101.02).
ИП, осуществляющий деятельность на территории СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, при определении суммы ИПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного ИПН на 100% (п. 5 ст. 709 НК РК). Данное положение распространяется только на ИП, осуществляющих деятельность в общеустановленном порядке.
Доходы юрлица и ИП, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению КПН или ИПН в общеустановленном порядке (с п. 7 ст. 709 НК РК).
Организация, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ, не вправе применять другие положения НК РК, предусматривающие уменьшение КПН, исчисленного в соответствии со ст. 302 НК РК, на 100 % (п. 8 ст. 709 НК РК)...
Доходы юрлица и ИП, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению КПН или ИПН в общеустановленном порядке (с п. 7 ст. 709 НК РК).
Организация, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ, не вправе применять другие положения НК РК, предусматривающие уменьшение КПН, исчисленного в соответствии со ст. 302 НК РК, на 100 % (п. 8 ст. 709 НК РК)...
Источник публикации: Актион МЦФЭР
Источник изображения: Freepik