Новости
Образование

Профилактика профессионального выгорания в ОО

Профилактика профессионального выгорания в ОО

Если ваши педагоги на грани профессионального выгорания, то показатели ОО снизятся, возникнут проблемы с проверяющими и родителями. Чтобы этого не допустить, организуйте профилактику профессионального выгорания. Выявите педагогов в зоне риска и проводите с ними мероприятия. В рекомендации – памятки и образцы необходимых документов.

Борьба с профвыгоранием педагогов

Профессиональное выгорание влечет проблемы для работников и руководителя организации образования. Синдром профессионального выгорания – долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. У работника возникает отрицательная психологическая установка в общении с другими людьми: учащимися, их родителями, коллегами, руководством, членами семьи и друзьями. Это приводит к конфликтам с окружающими, снижению профессиональных достижений, смене жизненного сценария и полному отказу от профессиональной деятельности в избранной сфере.

Помимо низких показателей в работе длительный стресс влечет ухудшение здоровья: обостряются хронические заболевания, ухудшаются память, внимание и мышление, падает зрение. Работник чаще уходит на больничный, что создает дополнительные проблемы для руководителя: ведь надо найти замену и оформить допсоглашение.

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания – проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение. Понятие ввел американский психиатр Фрейденберг более 40 лет назад. Это синдром, который развивается на фоне постоянного стресса и ведет к истощению эмоциональных, личностных и энергетических ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание характерно для профессий типа «человек – человек»: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров всех уровней, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, чья деятельность тесно связана с общением.

Ответственный за профилактику профессионального выгорания

Выберите ответственного в зависимости от того, какие мероприятия решили включить в профилактику профессионального выгорания. Если решите проводить только психологический мониторинг и тренинги, назначьте ответственным педагога-психолога. Если выбрали комплексный подход, который включает в том числе стимулирование труда или перераспределение нагрузки, назначьте ответственным своего заместителя. Так ему будет проще координировать работу по разным направлениям.

Издайте приказ. Перечислите обязанности ответственного и других специалистов. Например, поручите разработать план-график мероприятий по выявлению причин и нейтрализации последствий профессионального выгорания работников. Воспользуйтесь готовым образцом.

Спланируйте систематическую работу по предотвращению профессионального выгорания работников. Для этого утвердите план-график. Включите мероприятия по периодической диагностике педагогов, меры по устранению последствий профессионального выгорания на разных стадиях. Воспользуйтесь готовым образцом.

Мониторинг профессионального выгорания педагогов

Поручите педагогу-психологу раз в полгода проводить мониторинг состояния работников на предмет профессионального выгорания. Для этого можно использовать различные методики: методику диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, экспресс-методику оценки профессионального выгорания В. Каппони и Т. Новак, тест Дембо-Рубинштейна, опросник на определение уровня психического выгорания К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой.

Чаще всего профессиональное выгорание можно определить, понаблюдав за работником. Найдите тех, кто стал уставать больше обычного. Профессиональное выгорание может проявляться как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Когда работник жалуется на постоянную усталость, слабость, головные боли или спазмы в желудке, плохой сон или бессонницу, это может быть первым признаком профвыгорания. Также выгорание можно определить по эмоциональным изменениям: резким перепадам настроения, подавленности. Это негативно влияет на здоровье человека: у него обостряются хронические заболевания и возникают новые.

Обратите внимание на работников, чья продуктивность снизилась. От общего психофизического состояния зависит и продуктивность работы. Поэтому если педагог не может справиться с прежними нагрузками, выполняет меньше задач в прежние сроки – это сигнал, что ему нужна помощь.

Обратите внимание на работников, у которых ухудшились отношения с коллегами. Когда педагоги чувствуют неудовлетворенность и усталость от работы, им сложнее спокойно реагировать на конфликтные ситуации, держать себя в руках во время общения с коллегами, родителями, детьми. Если ваш педагог начал грубить, раздражаться, вести себя вызывающе, возможно, он жертва профессионального выгорания и нуждается в поддержке.

Расскажите коллегам на педсовете, что составляющие профвыгорания прямо противоположны требованиям к профессиональным компетенциям работника. Например, от педагога ждут эмоциональной включенности, эмпатии, эффективной коммуникации, результатов и успехов. Если работник чувствует, что по этим направлениям у него возникли проблемы, посоветуйте обратиться к психологу ОО и пройти диагностику.

Раздайте работникам памятку. Она поможет педагогам самостоятельно ...

Источник публикации: Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik