Как организовать консультационный пункт для родителей детей, не охваченных дошкольным воспитанием
В новой рекомендации – подробный алгоритм от практика с полным комплектом документов. Узнаете, как оперативно организовать работу пункта, чтобы выполнить требование ведомства и не нарушить закон. Убедитесь, всё ли верно в деятельности вашего пункта до прихода проверяющих.
Жамиля Рахимжанова
главный редактор ЭС «AСTUALIS: Образование»
Как открыть консультационный пункт
Консультационные пункты создавайте по решению местного исполнительного органа на основе Типовых правил деятельности дошкольных организаций (приказ Минпросвещения РК от 31 августа 2022 года № 385). Далее функционирование деятельности консультационных пунктов нужно отразить в уставе дошкольной организации.
С родителями детей, которые посещают консультационный пункт, необходимо заключить договор.
Приказ о создании консультационного пункта
Решение создать новое структурное подразделение – консультационный пункт для родителей – оформите приказом. Укажите в нем наименование и функции пункта, перечень должностей и численность работников. Этих данных достаточно, так как пункт –внутреннее подразделение детского сада.
Инструкция по созданию консультационного пункта
Утвердите инструкцию. Регламентируйте ей деятельность пункта, режим его работы, порядок комплектования, управления. Унифицированной формы инструкции нет, поэтому составьте ее самостоятельно. За основу возьмите примерную форму.
Примерная тематика консультаций
С родителями детей, которые посещают консультационный пункт, необходимо заключить договор.
Приказ о создании консультационного пункта
Решение создать новое структурное подразделение – консультационный пункт для родителей – оформите приказом. Укажите в нем наименование и функции пункта, перечень должностей и численность работников. Этих данных достаточно, так как пункт –внутреннее подразделение детского сада.
Инструкция по созданию консультационного пункта
Утвердите инструкцию. Регламентируйте ей деятельность пункта, режим его работы, порядок комплектования, управления. Унифицированной формы инструкции нет, поэтому составьте ее самостоятельно. За основу возьмите примерную форму.
Примерная тематика консультаций
- Социализация детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад.
- Возрастные этапы развития детей раннего возраста.
- Рациональное питание детей.
- Игровая деятельность детей дома.
- Закаливание и оздоровление детей и др.
Как сформировать штат консультационного пункта
Для работы консультационного пункта необходимы следующие специалисты-педагоги:
Консультирование родителей может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
- методист;
- воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физическому воспитанию;
- педагог-психолог;
- логопед;
- медицинская сестра.
Консультирование родителей может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Какие документы разработать для консультационного пункта
Для работы консультационного пункта поручите ответственным лицам разработать следующую документацию:
- Инструкцию о консультационном пункте;
- Устав детского сада;
- Договор между детским садом и родителями.
- План работы консультационного пункта.
- Журнал учета обращений родителей в консультационный пункт.
Как составить график консультационного пункта
График работы специалистов определяйте самостоятельно с учетом социального заказа населения. Рекомендуется организовать работу пункта 2–3 раза в неделю в утренние и вечерние часы. Продолжительность консультации – не менее 25 минут.
По заявкам родителей консультационный пункт может организовать оперативную выездную консультационную помощь или онлайн-консультацию.
По заявкам родителей консультационный пункт может организовать оперативную выездную консультационную помощь или онлайн-консультацию.
Как фиксировать обращения родителей в консультационный пункт
Консультируйте родителей на бесплатной основе. Взрослые могут обратиться в консультационный пункт с желанием работать с конкретным специалистом. Для фиксации обращений заведите специальный журнал предварительной регистрации запросов родителей. Взрослым нужно заполнить регистрационный лист, даже если они обратятся за помощью и без предварительной регистрации.
По каким направлениям проводить консультации в консультационном пункте
Консультации проводите по социально-педагогическому, психолого-педагогическому и медико-оздоровительному направлениям:
- подбор высококвалифицированных специалистов педагогического, психологического и медицинского профилей;
- анализ потребности родителей в получении консультационной помощи в вопросах индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;
- обеспечение выездной консультационной помощи по вопросам диагностики, коррекции воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- проведение индивидуальных консультаций по заявкам родителей на актуальные проблемы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, сохранение их физического и психического здоровья;
- проведение тематических консультаций по психолого-педагогическому сопровождению когнитивного, социального, эмоционального, физического развития ребенка.
Как оказать помощь родителям сотрудниками консультационного пункта
Педагог на первой встрече с родителями путем беседы получает необходимую информацию, затем путем анализа полученных данных подбирает взрослым наиболее подходящий способ методической помощи. Это могут быть рекомендации необходимой литературы, демонстрация и обучение полезных упражнений, игр, а также проведение занятий по коррекционным и развивающим технологиям.
Помимо устной беседы с родителями специалист пункта готовит также и необходимую информацию на бумажных и электронных носителях. Это буклеты, памятки, фото- и видеоматериалы, ссылки на полезные интернет-сайты и т. д. Можно провести анкетирование для родителей «Знаете ли вы своего ребенка».
Если родитель не может сформулировать причину своего визита и сразу определиться с тем, какой именно специалист нужен, ему на помощь приходит методист. Методист, беседуя с родителем, должен выявить причину затруднений и направить его к нужному педагогу.
Помимо устной беседы с родителями специалист пункта готовит также и необходимую информацию на бумажных и электронных носителях. Это буклеты, памятки, фото- и видеоматериалы, ссылки на полезные интернет-сайты и т. д. Можно провести анкетирование для родителей «Знаете ли вы своего ребенка».
Если родитель не может сформулировать причину своего визита и сразу определиться с тем, какой именно специалист нужен, ему на помощь приходит методист. Методист, беседуя с родителем, должен выявить причину затруднений и направить его к нужному педагогу.
На какие нормативные правовые акты нужно опираться при создании и функционировании консультационного пункта
Каждому руководителю дошкольной организации, чтобы организовать консультационный пункт, нужно ориентироваться на существующую нормативную правовую базу: