Внешний вид ребенка в организации образования: что можно требовать и как урегулировать
Предлагаем подробное руководство по внешнему виду обучающихся и воспитанников. Эксперты Системы разъяснили требования к одежде, обуви, аксессуарам и прическам детей; на реальных примерах показали, надо ли их регулировать и как. Также в рекомендации – новое положение о внешнем виде учеников и готовые формулировки для правил внутреннего распорядка школы, колледжа и детского сада.
Зачем регулировать внешний вид детей
Единые требования к одежде учеников Министерство просвещения устанавливает лишь для организаций среднего образования. С этой целью утвержден приказ МОН РК от 14 января 2016 года № 26 «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования». Это необходимо, чтобы
Такие цели министерство изложило в указанном выше приказе. Дополнительных разъяснений не направляли.
Статистика подтверждает, что одежда играет важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков. Специалисты выявили связь между функциональным назначением предметов одежды, ее качественными показателями и болезнями кожи (контактный и атопический дерматиты), простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания). В структуре общей заболеваемости детей и подростков перечисленные недомогания занимают ведущее место.
Полагаем, что основной целью введения требований к внешнему виду должна стать безопасность детей – физическая и психологическая. Обеспечить безопасность и укрепить здоровье – не только важный аспект работы организации образования, но и ее обязанность, установленная статьей 43 Закона РК «Об образовании».
Зачем регулировать внешний вид детей
Единые требования к одежде учеников Министерство просвещения устанавливает лишь для организаций среднего образования. С этой целью утвержден приказ МОН РК от 14 января 2016 года № 26 «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования». Это необходимо, чтобы
- обеспечить единство подходов организаций среднего образования в применении обязательной школьной формы;
- формировать позитивное отношение родителей к школьной форме;
- повысить ответственность руководства учебных заведений и советов (попечительский совет, родительский комитет, школьное самоуправление) в соблюдении светского характера обучения.
Такие цели министерство изложило в указанном выше приказе. Дополнительных разъяснений не направляли.
Статистика подтверждает, что одежда играет важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков. Специалисты выявили связь между функциональным назначением предметов одежды, ее качественными показателями и болезнями кожи (контактный и атопический дерматиты), простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания). В структуре общей заболеваемости детей и подростков перечисленные недомогания занимают ведущее место.
Полагаем, что основной целью введения требований к внешнему виду должна стать безопасность детей – физическая и психологическая. Обеспечить безопасность и укрепить здоровье – не только важный аспект работы организации образования, но и ее обязанность, установленная статьей 43 Закона РК «Об образовании».
Мнение
Какие требования установить к школьной форме
Требования могут касаться общего вида одежды обучающихся, ее цвета, фасона, а также конкретных видов одежды обучающихся, знаков отличия, и правил ее ношения.
Нельзя обязывать родителей покупать школьную форму конкретного производителя или в конкретном магазине. Родители смогут заявить, что таким образом нарушается их право на бесплатное образование, и обвинить руководство школы в сговоре с производителем или продавцом формы с целью нарушения конкуренции.
Какие требования можно установить
Внешний вид – комплексное понятие, которое включает не только одежду, но и другие детали: головные уборы, обувь, аксессуары, прически, рисунки на теле, а иногда даже запах. Разберем отдельно каждый аспект, в том числе религиозную атрибутику.
Требования к одежде
Требования к детской одежде можно разделить на две категории: внешний вид и качество.
Внешний вид. Согласно требованиям Минпросвещения следует ввести три вида одежды учеников: повседневную, парадную и спортивную. Подробнее – в таблице.
Виды и характеристики одежды учащихся
Внешний вид – комплексное понятие, которое включает не только одежду, но и другие детали: головные уборы, обувь, аксессуары, прически, рисунки на теле, а иногда даже запах. Разберем отдельно каждый аспект, в том числе религиозную атрибутику.
Требования к одежде
Требования к детской одежде можно разделить на две категории: внешний вид и качество.
Внешний вид. Согласно требованиям Минпросвещения следует ввести три вида одежды учеников: повседневную, парадную и спортивную. Подробнее – в таблице.
Виды и характеристики одежды учащихся
Дополнительно рекомендуем предусмотреть специальную одежду для работы в учебных кабинетах труда (технологии).
Законодатель не установил требований к спецодежде для занятий трудом (технологией). Полагаем, что их можно разработать на основе норм трудового законодательства в зависимости от содержания конкретных занятий и используемых на них инструментов. Например, чтобы предотвратить затягивание в подвижные части механизмов одежды, волос и отдельных частей тела, работникам выдают куртку, брюки или полукомбинезон, а также головной убор: колпак, косынку, шапку или берет. Чтобы избежать порезов от различных острых и режущих элементов оборудования, снабжают еще и фартуком, спецобувью и перчатками.
Детализировать требования к внешнему виду одежды организация образования вправе самостоятельно. Например, выбор фасона школьной формы и длины юбки школа вместе с советом (попечительский совет, родительский комитет, школьное самоуправление), утверждает протоколом общешкольного родительского собрания. (п. 19 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
При этом важно, чтобы одежда соответствовала погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении. Также внешний вид учащихся государственных школ должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер (п. 5 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
Детский сад
В детских садах вводить требования к внешнему виду одежды нецелесообразно. Дети очень подвижны, быстро пачкаются и мало внимания уделяют смысловому наполнению облика. Для дошколят большее значение имеет качество одежды и ее конструктивная безопасность. Выбор одежды входит в компетенцию родителей, и детский сад на это может слабо влиять.
Колледж
Законодательно утвержденных требований к учебной форме в организациях профессионально-технического образования нет. Однако каждый колледж вправе самостоятельно разработать положение о внешнем виде студентов, которое будет устанавливать определенные требования к внешнему виду и деловому стилю одежды студентов во время нахождения в колледже и в местах, где необходимо поддерживать имидж студента.
Качество. Требования к качеству одежды для детей и подростков регулируются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011. Установили нормы безопасности для одежды 1-го, 2-го и 3-го слоев. Подробнее – в таблице.
Требования к качеству и безопасности детской одежды
Законодатель не установил требований к спецодежде для занятий трудом (технологией). Полагаем, что их можно разработать на основе норм трудового законодательства в зависимости от содержания конкретных занятий и используемых на них инструментов. Например, чтобы предотвратить затягивание в подвижные части механизмов одежды, волос и отдельных частей тела, работникам выдают куртку, брюки или полукомбинезон, а также головной убор: колпак, косынку, шапку или берет. Чтобы избежать порезов от различных острых и режущих элементов оборудования, снабжают еще и фартуком, спецобувью и перчатками.
Детализировать требования к внешнему виду одежды организация образования вправе самостоятельно. Например, выбор фасона школьной формы и длины юбки школа вместе с советом (попечительский совет, родительский комитет, школьное самоуправление), утверждает протоколом общешкольного родительского собрания. (п. 19 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
При этом важно, чтобы одежда соответствовала погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении. Также внешний вид учащихся государственных школ должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер (п. 5 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
Детский сад
В детских садах вводить требования к внешнему виду одежды нецелесообразно. Дети очень подвижны, быстро пачкаются и мало внимания уделяют смысловому наполнению облика. Для дошколят большее значение имеет качество одежды и ее конструктивная безопасность. Выбор одежды входит в компетенцию родителей, и детский сад на это может слабо влиять.
Колледж
Законодательно утвержденных требований к учебной форме в организациях профессионально-технического образования нет. Однако каждый колледж вправе самостоятельно разработать положение о внешнем виде студентов, которое будет устанавливать определенные требования к внешнему виду и деловому стилю одежды студентов во время нахождения в колледже и в местах, где необходимо поддерживать имидж студента.
Качество. Требования к качеству одежды для детей и подростков регулируются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011. Установили нормы безопасности для одежды 1-го, 2-го и 3-го слоев. Подробнее – в таблице.
Требования к качеству и безопасности детской одежды
Требования к аксессуарам и обуви
Министерство просвещения запрещает носить в школах одежду и аксессуары с травмирующей фурнитурой, а также включать элементы одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму (п. 13 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
Запрет на травмирующую фурнитуру можно обосновать безопасностью – физической и психологической. Дети очень подвижны, импульсивны, поэтому могут легко поцарапать сверстников острыми выступающими деталями на одежде, что приведет к гематомам различной степени.
К аксессуарам относят и украшения, в том числе пирсинг. Здесь важно соблюсти тонкую грань. Запрет обоснован, когда позволяет предотвратить реальную угрозу здоровью детей. Если украшения и пирсинг находятся в незаметных местах, близко к телу, не травмируют ребенка и окружающих при активных движениях, то вполне допустимы. Например, маленькие серьги-гвоздики или пусеты, микро-украшения в пупке или носе чаще всего безопасны.
Указаний по поводу обуви (кроме спортивной) в приказе не встречается. Если школа хочет ввести дополнительные требования, рекомендуем исходить из соображений безопасности. Например, можно установить, что для некоторых занятий нужна специальная обувь: туфли для танцев, чешки, коньки и т. д. Исполнение этого правила позволит с одной стороны освоить образовательную программу в полной мере, а с другой – сохранить здоровье обучающихся.
Министерство просвещения запрещает носить в школах одежду и аксессуары с травмирующей фурнитурой, а также включать элементы одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму (п. 13 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
Запрет на травмирующую фурнитуру можно обосновать безопасностью – физической и психологической. Дети очень подвижны, импульсивны, поэтому могут легко поцарапать сверстников острыми выступающими деталями на одежде, что приведет к гематомам различной степени.
К аксессуарам относят и украшения, в том числе пирсинг. Здесь важно соблюсти тонкую грань. Запрет обоснован, когда позволяет предотвратить реальную угрозу здоровью детей. Если украшения и пирсинг находятся в незаметных местах, близко к телу, не травмируют ребенка и окружающих при активных движениях, то вполне допустимы. Например, маленькие серьги-гвоздики или пусеты, микро-украшения в пупке или носе чаще всего безопасны.
Указаний по поводу обуви (кроме спортивной) в приказе не встречается. Если школа хочет ввести дополнительные требования, рекомендуем исходить из соображений безопасности. Например, можно установить, что для некоторых занятий нужна специальная обувь: туфли для танцев, чешки, коньки и т. д. Исполнение этого правила позволит с одной стороны освоить образовательную программу в полной мере, а с другой – сохранить здоровье обучающихся.
Ситуация
Обязательно ли у учеников должна быть сменная обувь
Нет, необязательно, но она поможет обеспечить безопасные условия обучения.
Сменная обувь необходима, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия обучения детей. Например, в холодный сезон ребенку будет жарко в теплом помещении в зимней обуви. Длительное нарушение терморегуляции может привести к ослаблению иммунитета и заболеваниям. Также сменка нужна для специальных занятий: физкультурой, танцами и т. д. В этом случае неподходящая обувь часто приводит к травмам.
Закрепите правило ношения сменной обуви в локальном акте – правилах внутреннего распорядка обучающихся или отдельном положении о внешнем виде. Объясните ученикам и родителям, что необходимо исполнять это требование ради здоровья и безопасности детей.
Требования к прическам, маникюру, рисункам на теле и запаху
Прически, рисунки на теле, маникюр и запах можно отнести к нематериальному праву на внешний облик человека, который защищается законом (п. 3 ст. 115 ГК). Поэтому сложно найти нормативные обоснования, которые позволяют организации образования устанавливать ограничения.
В большинстве случаев цвет волос, их укладка, цвет ногтей, рисунки на теле различных способов нанесения и парфюм не представляют реальной угрозы для здоровья ребенка и его окружения. Более того, внешний вид для подростков является одним из самых доступных способов самопознания. Резкие ограничения в этой сфере могут иметь психотравмирующий эффект и создать дальнейшие проблемы в развитии ребенка.
Предлагаем школам и колледжам ограничиться в локальных актах мягкими формулировками, которые позволяют представить желаемый образ ребенка, но не налагают жестких ограничений. В детских садах регулировать прически, маникюр, рисунки на теле и запах излишне.
Прически, рисунки на теле, маникюр и запах можно отнести к нематериальному праву на внешний облик человека, который защищается законом (п. 3 ст. 115 ГК). Поэтому сложно найти нормативные обоснования, которые позволяют организации образования устанавливать ограничения.
В большинстве случаев цвет волос, их укладка, цвет ногтей, рисунки на теле различных способов нанесения и парфюм не представляют реальной угрозы для здоровья ребенка и его окружения. Более того, внешний вид для подростков является одним из самых доступных способов самопознания. Резкие ограничения в этой сфере могут иметь психотравмирующий эффект и создать дальнейшие проблемы в развитии ребенка.
Предлагаем школам и колледжам ограничиться в локальных актах мягкими формулировками, которые позволяют представить желаемый образ ребенка, но не налагают жестких ограничений. В детских садах регулировать прически, маникюр, рисунки на теле и запах излишне.
Пример
Формулировка локального акта о прическах и парфюме
1. Внешний вид обучающихся должен быть аккуратным и опрятным. Волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными.
2. Используемые дезодорирующие и ароматические средства должны иметь легкий и нейтральный запах во избежание аллергических реакций у окружающих.
Лучше максимально применять педагогические воспитательные подходы. Это позволит реализовывать воспитательную работу, и достигать наиболее благоприятных результатов. Например, если по мнению педагогов прическа ребенка слишком вызывающая, советуем лично поговорить об этом с его родителями.
Учтите, что чем больше ограничений устанавливать к внешнему виду детей, тем выше риск конфликтов между учениками, родителями и педагогами. Кроме того, организации образования будет сложно обосновать правомерность таких запретов, если родители обратятся в суд или прокуратуру.
Отдельное внимание стоит уделить ситуациям, когда в организации образования есть дети с ООП или часто болеющие. Например, дети-аутисты чувствительны к нормальным для других стимулам: ярким цветам и запахам. Они могут вызвать резкое повышение активности, крик, аутоагрессию. От парфюмерии также могут страдать аллергики. Летучие химические компоненты провоцируют аллергический конъюнктивит – жжение и зуд, покраснение слизистой оболочки, отечность век и глаз. Однако и в этих случаях лучше решить вопрос индивидуально: рассказать детям о причинах аллергии у одноклассника и ее последствиях, проводить другие просветительские мероприятия.
Требования к религиозной атрибутике
Религиозная атрибутика – это специальная одежда и аксессуары, необходимые для соблюдения религиозных традиций. Каждый гражданин РК вправе определять свою религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции РК).
При этом включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается. (п. 13 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
Как оформить требования к внешнему виду
Нормы о внешнем виде детей можно изложить в правилах внутреннего распорядка обучающихся или в отдельном акте, например, положении о внешнем виде.
Правила внутреннего распорядка
В правилах внутреннего распорядка (ПВР) удобно установить общие нормы поведения детей в школе, колледже и детском саду. В том числе ...
Учтите, что чем больше ограничений устанавливать к внешнему виду детей, тем выше риск конфликтов между учениками, родителями и педагогами. Кроме того, организации образования будет сложно обосновать правомерность таких запретов, если родители обратятся в суд или прокуратуру.
Отдельное внимание стоит уделить ситуациям, когда в организации образования есть дети с ООП или часто болеющие. Например, дети-аутисты чувствительны к нормальным для других стимулам: ярким цветам и запахам. Они могут вызвать резкое повышение активности, крик, аутоагрессию. От парфюмерии также могут страдать аллергики. Летучие химические компоненты провоцируют аллергический конъюнктивит – жжение и зуд, покраснение слизистой оболочки, отечность век и глаз. Однако и в этих случаях лучше решить вопрос индивидуально: рассказать детям о причинах аллергии у одноклассника и ее последствиях, проводить другие просветительские мероприятия.
Требования к религиозной атрибутике
Религиозная атрибутика – это специальная одежда и аксессуары, необходимые для соблюдения религиозных традиций. Каждый гражданин РК вправе определять свою религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции РК).
При этом включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается. (п. 13 приказа МОН РК от 14.01.2016 г. № 26).
Как оформить требования к внешнему виду
Нормы о внешнем виде детей можно изложить в правилах внутреннего распорядка обучающихся или в отдельном акте, например, положении о внешнем виде.
Правила внутреннего распорядка
В правилах внутреннего распорядка (ПВР) удобно установить общие нормы поведения детей в школе, колледже и детском саду. В том числе ...
Источник публикации: Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik